Главные новости Великого Новгорода
Великий Новгород
Март
2019

Профессор Лондонского университета Исабель де Мадариага о разгроме Иваном Грозным Великого Новгорода

Исабель де Мадариага (1919-2014) — профессор славистики Лондонского университета, автор многочисленных исследований по истории России; дочь известного испанского дипломата Сальвадора де Мадарьяга. Ниже размещен фрагмент из ее книги «Иван Грозный. Первый русский царь» (2005). Здесь текст приводится по изданию: де Мадариага И. Иван Грозный. Первый русский царь. — М.: Омега, 2007.


Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Въезд царя Ивана Васильевича в Новгород

Что же особенного было в мнимом заговоре Владимира Старицкого, которому предшествовал мнимый заговор Ивана Петровича Федорова, что заставляло царя подозревать Новгород в готовности восстать против него? Город Старица находился на границе с новгородскими землями, и новгородская знать питала слабость к князю Владимиру, возможно, потому, что он не представлял для них угрозы. Новгород давно перестал быть очагом стародавнего сепаратизма, поскольку коренные новгородские жители были выселены оттуда при завоевании города Иваном III в 1478 году, а их земли переданы в качестве поместий московским пришельцам. Политические традиции пятнадцатого века были забыты, и город попал под управление Москвы. Однако зародился новгородский «местный патриотизм» нового толка.

В культурном отношении новгородцы, которые жили в одном из крупнейших торговых, ремесленных и культурных центров России, еще сохранявшем прямые деловые контакты с Европой, отличались от москвичей. У них был свой говор, а главное, они еще сохраняли верность традиционной форме правления, основанной на власти архиепископа, у которого были свои бояре, служилые дворяне и который носил белый клобук. Церковь и монастыри обладали огромными богатствами и землями. Новгородцам не нравились постоянные войны Ивана, особенно когда им приходилось отправлять свои рати в такие отдаленные места, как Казань. Им было тяжело покупать требуемое для этого снаряжение, а с введением опричнины их финансовое положение только ухудшилось. Многие помещики должны были уступить свое место опричникам, что вызвало недовольство и привело к снижению сельскохозяйственного производства и неуплате налогов, особенно в неурожайные годы.

Некоторые помещики были на Соборе 1566 года и впоследствии подверглись опале и репрессиям. Новгород был причислен к земщине и потому стал объектом насилий со стороны опричников, а некоторые помещики поплатились жизнью после расправы с Федоровым. В 1560-е годы прокатились также две страшные эпидемии чумы. Последней каплей, вероятно, стала казнь Владимира Старицкого и его близких, у которых в Новгороде было жилье и где их любили. Ярость и жажду мести по отношению к изменникам у Ивана пробудила сдача города Изборска, который литовцы вернули себе в январе 1569 года. Изборск находился неподалеку от Пскова, и при его захвате литовцы прибегли к хитрости: они переодели своих воинов в одежду опричников и потребовали у русских открыть ворота и впустить их. Им не удалось долго удерживаться в Изборске, но когда опричники отвоевали город обратно, сдавшие его были обезглавлены, а те, кто попал в плен к литовцам, были казнены в июле, когда их отпустили и вернули на родину.

Пленные литовцы были признаны изменниками и тоже казнены. Так поступили и с пленниками, содержавшимися в Москве. Эти события, по-видимому, навели царя на мысль, что в Твери, Пскове и Новгороде зреет измена, и в марте 1569 года он обрушил свой гнев на их жителей и насильно переселил примерно 450 семей из Пскова и 150 из Новгорода во внутренние области. В основном это были представители низших сословий. Иван почувствовал удовлетворение по этому поводу, когда позднее узнал, что именно простой люд распахнул в Стокгольме ворота герцогу Карлу во время восстания против короля Эрика. На протяжении 1567, 1568 и 1569 годов казни в Москве и везде, где царь ни находился, следовали одна за другой. Они не сопровождались формальными обвинениями. Царь просто отдавал приказы, сидя на коне или находясь в церкви или в своих хоромах.

Иван, который едва сдерживал свою ярость, нагрянул на Новгород, явно намереваясь искоренить любые следы крамолы, не стесняясь в средствах. В конце декабря 1569 года он собрал значительные силы опричников и оградил кордоном все почтовые ямы между Александровской слободой и Новгородом, запретив любые передвижения под предлогом чумы. Войско выступило, истребляя всех встречавшихся по дороге; деяния опричников увековечены в Синодиках: «По приказу из Москвы шесть человек ... Псковичей с женами и детьми тридцать человек». Город Тверь, где находился в монастырском заключении митрополит Филипп, был окружен. Иван, судя по всему, поручил Малюте Скуратову сделать попытку договориться с пленником в надежде, что Филипп проявит мстительность, узнав о готовящейся расправе с новгородской церковью и архиепископом Пименом, и вернется на свой прежний пост.

Малюта посетил Филиппа в его келье и просилу него благословения на расправу над его бывшим соперником. Но Филипп заявил, что вернется к своей должности, только если Иван распустит опричнину, и пригрозил проклясть царя. Во избежание такой беды Малюта схватил кусок какой-то ткани, чтобы заткнуть Филиппу рот, и задушил его. Игумену монастыря было сказано, что митрополит умер от нестерпимой духоты в келье 23 декабря 1569 года. На протяжении пяти дней опричники разоряли Тверь, не щадя ни домов, ни имущества, ни людей. Перед тем как опускать тела в проруби на Волге, им отрубали ноги. (Этому предшествовала расправа в Торжке.) Источники называют разное число убитых. Считается, что погибло примерно тридцать шесть тысяч человек, включая девять тысяч замученных и вдвое больше умерших от голода и болезней. Все содержавшиеся в Твери литовские пленные были истреблены.

Затем 2 января 1570 года Иван подошел к Новгороду и окружил город заставами, чтобы никто не смог ускользнуть. Первым объектом репрессий была церковь. Опричники нагрянули в церкви и монастыри и арестовали несколько сот духовных лиц. Через четыре дня, по прибытии Ивана с отрядом его личных телохранителей, насчитывавшим 1500 опричников, эти люди были подвергнуты порке и сечению по икрам (выставлены на правеж), чтобы принудить их выдать свое имущество. Правеж продолжался целый год, после чего оставшиеся в живых были отпущены, поскольку одной из главных целей Ивана при разграблении Новгорода было наполнить свои пустые сундуки. И действительно, 13 октября 1570 года 13 000 рублей были доставлены в Москву. В воскресенье 8 января Иван прошествовал в собор св. Софии, на мосту через реку Волхов его встречал архиепископ Пимен с крестом и иконами. До тех пор Пимен был верным сторонником царя. Дальше наступил ад кромешный. Царь не позволил архиепископу благословить себя и громко обвинил всех новгородцев в измене, он заявил, что они хотят отдать его новгородскую вотчину латинянам, чужеземцам, Сигизмунду Августу.

Тем не менее Иван был слишком набожен, чтобы пропустить Богоявленскую службу, поэтому он присутствовал на обедне, а до этого на пиру, специально для него устроенном. Затем в приступе гнева он приказал немедленно арестовать Пимена и его бояр. Согласно Шлихтингу, Иван созвал свою челядь и приказал ей разграбить собор святой Софии, сорвал с Пимена белый клобук и ризы. Царь заявил, что Пимен не достоин быть архиепископом, а должен стать скоморохом и что он сосватает ему жену за счет находившегося там духовенства. Присутствовавших заставили выложить крупные суммы денег. Потом Иван велел привести кобылу и сказал Пимену: «Вот тебе невеста, залезай на нее и езжай в Москву, где ты можешь записаться в скоморохи». Иерарха посадили на лошадь задом наперед, что в те времена считалось самым унизительным ритуалом во всей Европе, связали ему ноги под животом кобылы и в таком виде вывезли за город. В руках у него были гусли и волынка, обычные принадлежности скомороха, что явилось дополнительным унижением (в русских церквах музыкальные инструменты были под запретом).

Так архиепископа препроводили в Москву, где он должен был ожидать суда Церковного собора. На следующий день в Городище, ставке Ивана за пределами Новгорода, начался судебный процесс над обвиняемыми в измене. Он сопровождался непременными пытками (на сей раз применялись раскаленные печи, кипящая вода и погружение в Волхов), в то время как исповедник Ивана Евстафий и думный дьяк Л.А. Салтыков наблюдали за расхищением церковного и монастырского имущества. Мужчин, женщин, детей и даже младенцев подвергали пыткам, связывали, соединяли цепочкой и бросали в реку. Она была покрыта льдом, поэтому опричники пробивали проруби, в которые и бросали людей. Согласно одному из толкований такой формы расправы, сталкивания под лед, она была традиционной для старого Новгорода, а в данном случае использовалась в знак того, что жертвы были виновны в отступничестве и попытке сдать город «латинянам». Топя людей в реке, палачи утверждали, что посылают их прямо в ад, который в народе представляли иногда речным дном. Один из обвиняемых, которого опускали на веревке в воду, а затем вытаскивали опять, на вопрос, что он там видел, ответил, что он был со злыми духами в аду и видел там место, приготовленное для царя.

При таком подходе нетрудно было получить признания в измене. Согласно тщательным разысканиям Скрынникова, Синодик, перечисляющий жертв Ивана, погибших в Новгороде, указывает на то, что движение против Ивана в городе возглавлял боярин В.Д. Данилов. Расхожий слух утверждал, что некий житель Полоцка поступил на службу к одному опричнику, а затем бежал в Речь Посполитую и там сообщил властям о готовящемся в Торжке, Твери, Новгороде и Пскове, откуда люди посылали к Сигизмунду гонцов с просьбой взять их под покровительство. Некоторые документы подобного рода, свидетельствующие об измене, были найдены в Новгороде и доставлены Ивану. Общий замысел этого предательского заговора походил на предшествовавшие попытки измены, якобы имевшие место в 1567 году и приведшие к казни Ивана Петровича Федорова. Данный заговор выглядел как результат новых стараний Сигизмунда склонить крамольно настроенных бояр из земщины к выступлению против Ивана, в чем ему должен был помочь Данилов, близкий к Федорову человек. В этой связи упоминались как раз те города, которые подверглись репрессиям со стороны царя во время его северного турне: Торжок и Тверь. Теперь настал черед Новгорода, а Псков оставался на закуску.

Данилов был схвачен, и признание в измене в пользу Сигизмунда было в конце концов вырвано у него под пытками. Архиепископ Пимен оказался тоже причастным к делу. Иван тем более был склонен верить в существование нового заговора, что по всем признакам он не только был задуман в Литве, но и спланирован во всех деталях князем А.М. Курбским, чья незримая рука везде мерещилась мнительному Ивану. Очевидно, что существовали мятежные настроения, которые выливались в основном в речи и толки, но вместе с тем подпитывались Речью Посполитой, имевшей в виду две цели: во-первых, предотвратить восшествие на польский престол Ивана или одного из его сыновей в случае возникновения вакансии; во-вторых, способствовать занятию русского престола Сигизмундом в случае смерти Ивана, слухи о которой периодически начинали курсировать. Согласно донесениям венецианского дипломата Джерио, который прибыл в Москву вскоре после разорения Новгорода, заговор был раскрыт в результате поимки гонца, перевозившего крамольное письмо. Тщательное исследование Скрынниковым всех этих скудных фактов заставляет думать о литовских кознях, подогреваемых русскими беженцами в период, когда влияние Курбского в Литве было наивысшим. Однако никаких доказательств не существует.

Отряд опричников был послан в Нарву и там разграбил имущество и собственность русских горожан, с которых при помощи правежа был взыскан штраф на общую сумму 8000 рублей. Имущество нерусских жителей, по всей видимости, не пострадало16. Ватаги разбойников рядились в одежду опричников и бродили по деревням, убивая и грабя. После разорения новгородских церквей, включая собор св. Софии, с которого были сняты огромные двери, перевезенные в Александровскую слободу, где их можно видеть и поныне, опричники обрушились на знать и богатых купцов, не только расхищая их имущество, но и разрушая дома. Наконец настала очередь бедных горожан, чьи жилища, кладовые, амбары и запасы продовольствия были разграблены. Этот разрушительный набег, произошедший в разгар зимы и дополнявшийся двумя эпидемиями чумы (в 1566— 1567 и в 1570— 1571 годах), лишил население крова и пропитания, найти которое на стороне в это время года было невозможно. Но когда Иван услышал, что мертвых засаливают в бочках, он стал преследовать подозреваемых в каннибализме. Голод и мор, уже вызвавшие в Новгороде немало жертв в 1560-е годы, сильно приумножили общее число погибших (без учета просто замерзших насмерть). А то, что реки были запружены телами, объясняется, возможно, в первую очередь эпидемией холеры.

Общее число погибших при разорении Новгорода, насчитывавшего в то время около 30 000 жителей, в точности не установлено и весьма приблизительно оценивалось в пределах от 2771 человека (по данным Шлихтинга) до 700 000 человек (согласно Горсею). Сегодня историки считают, что официально казнено было примерно 2200 человек, но множество людей погибло в ходе опричных бесчинств. Конечно, Синодики содержат не все имена жертв разграбления Новгорода (особенно женщин и детей), но здесь названо 379 имен, в том числе 211 помещиков и приказных и 137 членов их семей. Среди прочих присутствуют холопы, ремесленники и монахи. Казнены были все, кто имел какое-то отношение к князьям Старицким. Погибли многие влиятельные купцы (гости) и старшие дьяки, некоторые из них были замучены из-за их богатства. Генрих фон Штаден неплохо заработал во время опричных расправ. Он выехал из Москвы на одной лошади с 2 слугами, а вернулся на 49 в сопровождении 22 возов.

13 февраля Иван отправился в Псков, чтобы продолжить начатое дело. Он остановился за городом, в Никольском монастыре. За воротами его встречала представительная процессия с крестами, иконами, хлебом-солью и другими подарками. Игумен крупнейшего Псково-Печерского монастыря Корнилий вышел навстречу царю, но не смог отвратить его гнев, который, как и в Новгороде, обрушился прежде всего на церковных иерархов, которые у царя находились под особым подозрением. Дело в том, что один из монастырских летописцев, пользовавшийся уважением в церкви, Вассиан Муромцев, переписывался с А.М. Курбским, а игумен Корнилий на протяжении многих лет занимался составлением Псковской летописи, направленной против Москвы. В одной из Псковских летописей записано, что 20 февраля 1570 года земной царь отправил Корнилия к царю небесному. Согласно одному из Синодиков, было казнено от тридцати до сорока служилых дворян, а также много чернецов и старцев из монастырей и несколько приказных. Среди казненных была одна женщина, Елена, теща новгородского наместника в Пскове, носившего примечательное имя Неудача.

Похоже, что у царя были особые счеты с церковной верхушкой Пскова, так как ее ограбление сопровождалось более жестокими буйствами, чем обычно. Но нападение опричников на сам город продолжалось недолго вследствие обстоятельств, которые по-разному представлены в современных свидетельствах, а многие историки отрицают их достоверность. В Пскове был юродивый по имени Никола; он пользовался такой известностью, что сам царь посетил его в его келье. Предложив Ивану хлеба-соли, Никола пригрозил царю: «Ты замучил достаточно людей. Ступай назад в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». Блаженный предостерег царя от продолжения кровопролития и разорения святых мест. Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но это как раз происшествие такого рода, которое могло повлиять на легковерного царя, и тот уехал в Старицу, а затем в Александровскую слободу.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky






Загрузка...


Губернатор Новгородской области Андрей Никитин
Москва

Собянин рассказал, как Москва заботится о ветеранах Великой Отечественной войны


Спорт в Новгородской области
Новгородская область

Череповчанин Антон Локтионов взял серебро первенства СЗФО по дзюдо


Загрузка...

Все новости спорта сегодня


Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев не отстал от «Реала»! Как русская звезда тенниса покорила Мадрид


Загрузка...


123ru.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.


Загрузка...

Загрузка...

Экология в Новгородской области
Новгородская область

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» 8 мая 2024 года «Спортивная школа г. Окуловка» в рамках плана работы по...





Путин в Новгородской области
Москва

Путин поблагодарил Рахмона за соболезнования в связи с терактом в «Крокусе»


Лукашенко в Беларуси и мире
Минск

Лукашенко предупредил Запад о молниеносной атаке в ответ на любую агрессию




123ru.netмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Smi24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.





Зеленский в Украине и мире

Навальный в Новгородской области
Москва

В Москве налоговая потребовала взыскать долг с Алексея Навального



Здоровье в Новгородской области


Частные объявления в Великом Новгороде, в Новгородской области и в России






Загрузка...

Загрузка...



Кристина Орбакайте

Выжидала момент: Орбакайте решила лишить Никиту Преснякова части наследства



Великий Новгород

Семейная пара в Ленобласти восстанавливает спасшие Ленинград грузовики-полуторки

Друзья 123ru.net


Информационные партнёры 123ru.net



Спонсоры 123ru.net