Новый Центр поддержки экспорта поможет иностранным инвесторам освоиться в Крыму
Центр поддержки экспорта заработает в Крыму, рассказал секретарь организации Яков Слуцкий в интервью ФАН.
На прошлой неделе в Крыму прошел пятый экономический форум для российских и иностранных предпринимателей, где крымчане искали смелых инвесторов, готовых работать на полуострове.
Как стало известно Федеральному агентству новостей, для помощи иностранным бизнесменам в Крыму создается Центр поддержки экспорта — общественная организация с прямым выходом на правительство республики. Она должна вести инвестора от бизнес-проекта до воплощения его идеи в санкционных условиях на крымской земле.
Подробнее о новой структуре, которая скоро будет представлена на российских и международных площадках, ФАН рассказал ее секретарь Яков Слуцкий, в прошлом создатель управления внешних связей Крыма при Совмине Украины.
— Яков Семенович, уже пятый год на форум приезжают иностранные инвесторы, но по факту в Крыму их почти не видно. В чем проблема, кроме очевидных санкционных трудностей?
— Проблема инвестиций в Крым сейчас практически такая же, что в мое время при Совмине — разные стандарты. Есть международные стандарты, к которым привык инвестор у себя, и наша окружающая среда. Это 110 вольт и 220. Чтобы соединить их, нужен адаптер. Были попытки создать его на уровне Минэкономразвития, но госструктура двигается очень тяжело, и сейчас мы решили попробовать найти единомышленников на уровне общественных организаций.
К нам обратились европейцы, которые уже восемь-девять лет пытаются зайти в Крым с инвестициями, и им все никак это не дается. Они нам сказали: «Зачем изобретать велосипед? Мы прошли этот путь 30 лет назад, когда страны бывшего соцлагеря переходили на рыночную экономику, у нас есть опыт, и мы готовы им делиться». При их поддержке мы создаем международный бизнес-клуб, в котором есть Крым, ЕС, Ближний Восток, готова подключиться даже Япония.
Девиз этой организации «Все для одного, один — для всех», потому что каждый член клуба получает поддержку от остальных, в какой бы инвестиционной сфере он ни работал. Партнеров из Евросоюза мы просим начинать диалог с клиентами уже там, в Европе, готовить их к тем условиям, которые их встретят здесь.
— К чему должны готовиться иностранные инвесторы?
— К другим стандартам и подходам к ведению бизнеса. У них совсем другие требования предъявляются к оценкам рисков, оформлению документов. Есть банальная проблема коммуникации: люди приезжают на ЯМЭФ со своими проектами, но не знают, с чего начать, к кому с ними обращаться, с кем говорить.
Мы с Торгово-промышленной палатой Италии пытались завезти в Крым проект на 300 млн евро — производство вина, высаживание саженцев, фабрику по переработке. Но не смогли! В тот момент еще не была оформлена земля, были неясности с кадастром, в Севастополе не были утрясены вопросы собственности земли. И мы потеряли этот проект.
Прямо сейчас то же самое происходит с греческой компанией, которая уже несколько лет пытается зайти в Крым. У нее проект на 1000 рабочих мест — проект по консервированию фруктов, сокам, конфетам в шоколаде. Это то, что нужно Крыму, где катастрофически не хватает предприятий по переработке и каждый год пропадают огромные объемы фруктов. Согласно бизнес-плану греки должны были купить собственность. Купили старый пищевой комбинат Мариупольского металлургического завода, но по украинским документам собственности.
А местная администрация Кировского района отменила решение Украины задним числом — что, я так думаю, запрещено и незаконно, — и вот уже полтора года греки ведут судебные тяжбы, вместо того чтобы работать. А они уже купили производственную линию для конфет за 1 млн евро… И не знают, к кому идти и обращаться. Это неприемлемо.
В Крым под жуткими санкциями заходит инвестор из ЕС, с производством, которое необходимо полуострову, а тут его встречают такими препятствиями на уровне региональных властей. Мы будем разбираться в этой истории, подключим юристов и другие рычаги.
Крым должен начать зарабатывать. Да, сейчас мы получаем деньги по ФЦП — спасибо [президенту РФ] Владимиру Путину, что не бросает. Но Крым должен научиться ходить сам, а для этого надо создать благоприятную, понятную среду для инвестора. И мы этим займемся, потому что мы наши джунгли знаем лучше.
— Но что с нашими джунглями не так, раз сквозь них не могут пробраться инвесторы?
— С ними все так, просто это наша цивилизация, она немного отличается от той, из которой инвестор приезжает. Зачастую инвесторы в Крыму встречаются с частными компаниями, которые готовы только забрать деньги на первом же этапе и бросить их посреди пути. Какие-то непонятные консалтинговые компании, еще кто-то… Но с ним должны работать те, кто несет ответственность.
Поэтому мы работаем с государственными учреждениями, у Экспортного центра есть прямой доступ к Георгию Мурадову (постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ. — Прим. ФАН). Мы знакомим бизнесмена с правительством и на уровне местных администраций, убираем среду для взяток, вымогательств — чего инвестор вообще не приемлет. Он говорит: «Я собираюсь вкладывать в вас миллионы, а вы с меня еще за это требуете денег?»
К сожалению, бывали такие случаи, о них уже открыто говорят. Итак, мы убираем коррупционную составляющие, инвестора ведут эксперты из ЕС, и так он чувствует безопасность, предсказуемость, понимает, что может обратиться в органы власти, и ощущает их реальную поддержку.
— Кто входит в состав основателей Центра поддержки экспорта?
— Черноморская ассоциация международного сотрудничества (президент Георгий Мурадов), Экспортный центр при Минэкономразвития, московский фонд «Союз», фонд культуры, науки и кино «Одиссей», Дом дружбы народов при Совмине. Со стороны Евросоюза — это Торгово-промышленная палата Чехии, представители Норвегии в лице предпринимателя Хендрика Вебера (на форуме Хендрик Вебер подробно рассказал нам о своем бизнесе в России. — Прим. ФАН). Мы вместе складываем мобильную систему, которая сможет меняться в зависимости от ситуаций и вызовов.
— Как на сегодняшний день обстоит дело с санкциями?
— Вот смотрите сами. Как только наш партнер Хендрик Вебер заявил, что регистрирует компанию, которая будет возить туристов в Крым, он тут же получил письмо от МИД Норвегии с предупреждением. Когда греки регистрировали крымскую компанию, они убрали все сноски на основную греческую компанию, потому что их спецслужбы следят за присутствием Крыма в бизнесе.
Санкции усиливаются, в том числе против Крыма, нам надо это понимать. Крым страдает от тройных санкций. Первые — внешние, вторые — внутрироссийские, банковские, третьи — отсутствие понимания стандартов и системы климата для иностранных инвесторов. Россияне в Крыму чувствуют себя нормально — и то не все бизнесмены, потому что многие завязаны на иностранных партнерах.
Простой пример: наш крымский университет заявляет, что хочет участвовать в мероприятиях на материке, где заявлена, скажем, Германия. Последняя сразу заявляет: «Нас там не будет». Это четкая, продуманная, принципиальная позиция. Мы даже не представляем, с каким противником мы имеем дело. [Министр иностранных дел РФ Сергей] Лавров уже сказал, что официальные каналы дипломатии заблокированы.
Нам пока остается общественная дипломатия: мы пытаемся, прорываемся, вот ЯМЭФ тому пример. Мы объединяем усилия всех — Георгия Мурадова, нашего Совмина, парламентариев. Только наш [глава комитета Крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий] Гемпель привез 300 немцев и членов бундестага, они едут, несмотря на все пугалки. Работает принцип «я знаю тебя, я доверяю тебе». Дом дружбы проводит фестивали молодежи не просто так! 3000 иностранных студентов потом уедут домой в страны Азии и Африки с пониманием: то, что говорится в мире о Крыме, — чушь.
Знаете, чего добилась наша ассоциация гидов-переводчиков? Первого мая к нам приедут 19 американцев, они будут участвовать в первомайской демонстрации с флагами США, а рядом будут идти ребята с флагами Крыма и России. Причем приедут бывшие солдаты воздушно-десантных войск, аналитики разведуправления — у них хватает смелости приехать. Мы организуем для всех круглый стол, чтобы поговорить друг с другом.
— Кого из иностранных инвесторов вы мечтаете встретить и оставить в Крыму?
— Конечно, это сфера производства. Крым еще времен СССР был житницей страны, здесь был огромный агропромышленный комплекс с возможностями переработки, здесь были самые лучшие по качеству сельские товары. От этого зависел и туризм. Вот говорят: «Мы будем развивать туризм». Да не бывает развития одной отрасли без системного подхода! Чтобы сделать туризм в Крыму мировым, нужна стратегия.
Скажу в качестве замечания, а не критики: в Крыму отсутствует антисанкционная стратегия. Таких вызовов не было раньше, никто не понимает, что с ними делать. Стратегия должна создаваться вместе с социологами, политологами, специалистами РАН, иностранными экспертами.
Знаете, на недавний круглый стол Георгия Мурадова приезжал политолог из Польши. Он говорил: «Польша — одна из самых русофобских стран в Европе. Это факт. Но еще больше, чем там ненавидят русских, там ненавидят украинцев, которые приезжают в Польшу на заработки. Вот это социальная группа для России, с которой можно работать как с оппозицией и проводником антисанкционной политики».
Ребята-журналисты с Украины спрашивали: «А что вы делаете, чтобы поддержать тех, кто на Украине выступает за Россию и против националистической политики?»
Я думаю, что эта система помощи инвесторам должна создаваться на стыке наук — экономики, культуры, истории. Будем готовить предпринимателей, знакомить их со страной, куда они решили зайти. Будем создавать площадки для ведения переговоров с правительством и администрациями, объяснять и вытаскивать, если застрянут.
Вот греки сами пошли работать без сопровождения, погрязли… Рычаги помощи у нас есть, главное — чтобы бизнесмены о нас знали. Соглашение между основателями клуба уже подписано, мы существуем официально и в ближайшее время начнем серию официальных презентаций.
