Продление временных правил очередности перевозок: как они влияют на экспорт и какой экономический эффект несут?
Постановлением от 6 марта 2022 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин приостановил до 1 июля 2022-го действие постановления от 25.11.2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования». Им на смену пришел временный порядок определения очередности грузов, утвержденный ОАО «РЖД».
Согласно новому порядку, первыми в очереди по-прежнему едут воинские грузы и грузы для ликвидации ЧС, затем – перевозки на основании поручений президента и субсидируемые отправки. Далее – социально значимые грузы, грузы для ЖКХ, энергетики и посевной, грузы по долгосрочным договорам, грузы для предприятий непрерывного производства, продукция моногородов и перевозки для обеспечения нацпроектов. В следующую очередь перевозится сырьевой экспорт в специализированном подвижном составе, далее идут внутрироссийские маршрутные перевозки, грузовые экспрессы и контейнерные грузы во внутреннем и экспортно-импортном сообщении. Затем несырьевой, зерновой, продовольственный экспорт и следом – контейнерный транзит.
В предпоследнюю очередь попал экспорт угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы, который ранее занимал основные мощности Восточного полигона.
Тогда глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, комментируя приостановку действия ПНД на инфраструктуре, назвал это вынужденной мерой с целью оперативного реагирования на изменения внешней среды и выстраивание логистики в период нестабильной внешнеполитической и экономической ситуации.
Сегодня, комментируя возможность продления действия временных правил определения очередности перевозок грузов, официальный представитель ОАО «РЖД» отмечает, что приостановка действия ПНД уже продемонстрировала свою эффективность как вынужденная мера в условиях санкционных ограничений и опережающего роста спроса на перевозки в восточном направлении.
«Изменение очередности приема грузов в пользу товаров для внутреннего потребления, а также продукции высокого передела дало возможность отправлять грузы на Дальний Восток сотням новых грузоотправителей наравне с существующими клиентами», – комментируют в холдинге.
Что говорят угольщики?
Сразу после приостановки ПНД угольщики высказали мнение о том, что это приведет к снижению производства угольной продукции в Кузбассе.
В ответе на запрос редакции министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев подчеркнул, что и правительство Кузбасса, и губернатор региона Сергей Цивилев неоднократно заявляли о принципиальном значении для устойчивого функционирования угледобывающего комплекса Кузбасса, важности для экономики региона в целом, вопроса распределения пропускной и провозной способности инфраструктуры Восточного полигона, так как большинство предприятий осуществляют деятельность непрерывного цикла.
«В этой связи включение во временные правила определения очередности перевозок грузов Правил формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) железнодорожным транспортом общего пользования в восточном направлении снизило дисбаланс грузовых потоков, угрожавший высокими рисками массовых нарушений обязательств наших грузоотправителей по внешнеторговым контрактам», – рассуждает министр.
При этом в руководстве министерства считают, что более надежным решением будет утверждение Правил формирования плана отдельным нормативным-правовым актом на уровне правительства РФ.
«Действие Правил позволит угледобывающим компаниям планировать производственную деятельность и заключить контракты на поставку продукции потребителям», – резюмирует чиновник.
О том, что продление правил воспринимается большинством угольных компаний позитивно, говорит заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов. По его мнению, это точно не приведет к сокращению объемов предъявления груза. Но важно понимать, какой объем перевозок угольщики будут делить в предстоящие периоды.
«Правила рабочие, но мы, как производители коксующегося угля, считаем необходимым донастроить действующую методику в части расчета коэффициентов применяемых в качестве «премии» за отгрузки на Запад. Ранее действовала методика Минэнерго по распределению доступа к перевозке грузов железнодорожным транспортом, были установленные распоряжением президента РФ годовые объемы вывоза угля из Кузбасса с перспективой на 2023–2024 гг. Сейчас есть методика, но нет установленных объемов. В этом коренное отличие ситуации! По сути, мы делим неустановленный объем. Движение на восток транзитных грузов увеличилось, доля угля в этом потоке уменьшилась», – делится он.
До конца года определен объем вывоза угля из Кузбасса на уровне соответствующих объемов 2021-го. Но что будет в 2023 году? На что ориентироваться угольным компаниям? И как планировать бюджет? На эти вопросы ответа на рынке нет.
«Правительство Кузбасса под патронажем Минэкономразвития заключило соглашение с некоторыми угольными предприятиями о направлении части доходов, полученных от дополнительной перевозки угля на восток на развитие неугольных направлений бизнеса в Кузбассе. Под эти проекты были выделены квоты в размере 5 млн т в 2022 г., 10 млн т в 2023 г. и 15 млн т в 2024 г. Компании запустили реализацию проектов, началось финансирование и даже предоставлялась отчетность. А потом угольщикам сообщили, что «расчетные объемы Вам предоставить не сможем в связи с отменой Правил недискриминационного доступа...». А ведь стороной договора было государство», – сетует Е. Кузнецов.
Добавим, что спустя месяц действия новых правил министерство угольной промышленности Кемеровской области сообщило о снижении объемов отгрузки с кузбасских предприятий железнодорожным транспортом.
На сегодня эта динамика только усилилась. По данным ведомства, всего за январь – август кузбасскими предприятиями было отгружено железнодорожным транспортом 131,6 млн т (-15,9 млн т), в западном направлении – 66,9 млн т (-10,7 млн т), в восточном направлении – 33,1 млн т (-2,9 млн т). За январь – август угольщиками Кузбасса было добыто 143,9 млн т угля (-14,2 млн т к январю – августу 2021 г., или -9%).
Что думают операторы?
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) отмечают, что ПНД – это документ, принятый в 2003 году в развитие положений Концепции и Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, и потому предусматривающий правила доступа перевозчиков (появление множества которых предполагалось в результате реформ) к инфраструктуре. Так как реформа затормозилась и в настоящее время есть лишь один перевозчик (ОАО «РЖД»), ПНД стали фактически использоваться для определения очередности перевозок грузов.
«Временный порядок, утвержденный ОАО «РЖД», с одной стороны, отражает именно порядок доступа к услугам перевозки, но с другой – понижен уровень регулирования данного вопроса, от решений по которому зависит экономическое положение хозяйствующих субъектов различных отраслей. В этой связи, по нашему мнению, необходимо ввести регулирование очередности предоставления услуг перевозчика на уровне правительства РФ», – говорит исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский.
По его словам, союз выступает за то, чтобы были разработаны именно правительственные правила доступа к услуге перевозок как государственный акт, а не документ перевозчика-монополиста. В этом нормативно-правовом акте должен содержаться механизм контроля такого доступа, закрепленный, например, за ФАС России или Минтрансом России.
«Это один из ключевых моментов, поскольку в настоящее время никто не отслеживает выполнение порядка доступа к перевозке, а контролем занимается ОАО «РЖД», которое одновременно является организацией, принявшей Временный порядок и оказывающей услуги по перевозке», – отмечает г-н Санковский.
Как оценивают эксперты?
В текущих макроэкономических реалиях, когда европейскими государствами объявлено эмбарго на импорт грузов из России, введен запрет на транзит из нашей страны по территории Западной Европы, со стороны многих грузоотправителей повысился уровень востребованности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона для диверсификации экспорта. Дефицит пропускной и провозной мощности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона вынуждает грузоотправителей к поиску альтернативных маршрутов вывоза своих грузов на экспорт.
Как отмечает руководитель проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Никита Маховский, осуществление перевозочного процесса в соответствии с Временными правилами позволяет оперативно приоритизировать и перераспределять грузопотоки между направлениями сети РЖД, снижая таким образом нагрузку с грузонапряженных участков железных дорог. Подобный эффект наблюдается в отношении экспорта массовых грузов, в частности каменного угля, с восточного направления к портам Азово-Черноморского бассейна: объем погрузки каменного угля по данному направлению в январе – августе 2022 года вырос на 26,8% (до 23,7 млн т) в сравнении с аналогичным периодом 2021-го.
С другой стороны, российские компании столкнулись с тем, что в условиях резко изменившейся макроэкономической конъюнктуры экспорт грузов осуществляется в страны и макрорегионы, которые ранее не рассматривались как стратегически важные партнеры. Например, несмотря на то, что мировые цены на уголь находятся на высоких уровнях, российские компании продают его на экспорт в Индию, Турцию, Марокко и т. д. со значительным дисконтом. Из-за отсутствия стабильных каналов сбыта и устоявшихся цепочек поставок экономический эффект от продаж отечественных грузов на новые рынки сбыта остается минимальным.
«По мере развития пропускной и провозной мощности Восточного полигона и образования стабильных рынков сбыта для российских экспортеров для повышения эффективности Временных правил целесообразно рассмотреть возможность введения квот на перевозку различных групп грузов. Размер квоты должен определяться в зависимости от объема социально-экономических эффектов от экспорта таких грузов. Такой подход позволит не только снизить нагрузку на грузонапряженные и востребованные маршруты, но и запустит механизм диверсификации промышленности», – отмечает эксперт.