Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Михаил Мухин побеседовал с руководителем Центра РАД Наталией Красовской о своей монографии, посвященной подвигу азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной и о том, как важно сохранить память о войне.
Монография под названием "Топливо победы" стала попыткой осмыслить историческое значение бакинской нефти для победы Советского союза в ВОВ. В первые три, наиболее тяжёлые для СССР, года войны именно на Апшерон приходилось порядка 70% всей нефтедобычи Советского Союза. Затем чуть меньше – две трети общесоюзной нефтедобычи. «Пожалуй, я очень мало погрешу против истины, если скажу, что нефть, добытая в Азербайджане, и нефтепродукты, полученные из неё, стали топливом победы без всяких кавычек, - сообщил автор монографии Михаил Мухин в беседе с руководителей Центра РАД. – Именно на этом бензине и дизтопливе советские войска и въехали в Берлин, Прагу и Вену».
Доктор исторических наук Михаил Мухин – признанный эксперт в истории советской авиапромышленности. На его научном счету – четыре монографии на данную тему: две давно доступны широкому читателю, а еще две ждут своего выхода из типографии. Однако, как сообщил ведущий научный сотрудник
Института российской истории РАН, одним из важнейших факторов, ограничивавших масштабы операций ВВС, была нехватка авиабензина - и логичным продолжением его изысканий стал вопрос топливной индустрии и нефтедобычи в СССР. «У всех на слуху трудовые свершения танкостроителей, авиастроителей, работников других отраслей "оборонки". Но на этом фоне часто упускают из вида то обстоятельство, что обязательным условием победы нашей Родины в той войне был трудовой героизм во ВСЕХ отраслях промышленности, - рассказывает Михаил Мухин об основном открытии, сделанным им в ходе написания монографии. – Признаюсь честно, когда я начинал это исследование, я искал ответ на вопрос: "Почему же в 1942-43 годы в Азербайджане произошёл спад нефтедобычи?". Когда я погрузился в эти сюжеты и начал учитывать все нюансы, я понял, что вопрос надо формулировать совершенно иначе: "Как в тех условиях вообще удалось удержать масштабы нефтедобычи в сколько-нибудь приемлемых масштабах?". Я позволю себе подчеркнуть только один момент».
Он пояснил, что в условиях войны практически все материальные ресурсы шли на оборонные предприятия. К тому же после того, как дивизии вермахта прорвались к Сталинграду, транспортная связность Закавказья с основной территорией Советского Союза резко ухудшилась и даже те скудные ресурсы, которые удавалось выделить для Апшеронских нефтепромыслов, было очень трудно доставить в Азербайджан. «Поэтому апшеронским нефтяникам приходилось добывать нефть, массово используя различные суррогаты и заменители, - объясняет доктор исторических наук. – Они собирали отработанные бурильные трубы и пытались использовать их вместо обсадных при проходке новых скважин. Они использовали в электросетях куски стекла (потому что фарфоровых предохранителей не было), они применяли в электрических шинах пропитанную спецсоставом ткань (потому что поставки киперной меди прекратились). Когда кончились чугунные кольцевые вкладыши, их стали вытачивать из дерева, а когда исчерпались довоенные запасы феррадо – тормозные ремни на лебёдках стали делать из обычных хлопчатобумажных ремней. После того, как гитлеровцы вышли на берег Волги, перевозить добытую нефть речными танкерами стало очень опасно, а мореходных танкеров для перевозки нефти через Каспий в Красноводск не хватало. Тогда нефть стали закачивать в снятые с железнодорожных платформ цистерны, и обычные портовые буксиры потащили "гирлянды" таких цистерн через всё море. У Кэррола в "Алисе в Зазеркалье" есть момент, когда Королева поучает Алису: "В нашем мире надо изо всех сил бежать, только для того, что бы остаться на месте". Надо признать: азербайджанским нефтяникам надо было проявить чудеса изобретательности и готовность к повседневному трудовому подвигу не для того, что бы повысить нефтедобычу, а лишь для того, что бы добыча нефти упала не чрезмерно».
В ходе беседы Наталия Красовская обратилась к проблеме сохранения исторической памяти. Она указала на массовые попытки Запада «пересмотреть» роль советского народа в Победе над фашизмом. И привела, в частности, слова депутата Госдумы, руководителя межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрия Савельева, который не раз отмечал огромный совместный вклад наших стран в сохранение исторической правды о том времени. «С попытками ревизионизма в истории мы сталкивались и ранее. Но в прошлые годы речь всё же шла о научных спорах, а «политика" шла в довесок к "науке". А теперь ситуация начала резко ухудшаться: всё чаще уже "наука" превращается в некий декор при жёстко детерминированном политическом решении, - согласился Михаил Мухин и добавил: - Эта тенденция меня, честно говоря, удручает. Думается, объективный взгляд на историю и внимание к объединяющим наши народы сюжетам будут лучшим ответом историков России и Азербайджана на попытки ревизовать историю Великой Отечественной войны».