Трамп делает заявку на мировое господство и управление планетой
Автор этой статьи был в Государственной думе РФ на общественных слушаниях по так называемому законопроекту Боковой — Клишаса — Лугового об устойчивости российского интернета к отключению извне и другим угрозам и рискам. Слушания были организованы комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В зале было больше сотни человек, в том числе представители практически всех министерств, ведомств, провайдеров, операторов, крупных игроков и общественных организаций интернет-отрасли, ведущих СМИ.
Когда зашел разговор о том, а существуют ли вообще и насколько велики угрозы, с которыми должен бороться новый закон, я понял, что большинство присутствующих профессионалов и журналистов, как ни удивительно, не читали новой «Киберстратегии США», опубликованной два месяца назад, в ноябре 2018 года.
То есть собственно с самой угрозой журналисты, общественные деятели и многие специалисты как раз и не были ознакомлены.
Хороший структурированный разбор тезисов киберстратегии США мало кто у нас читал. Мне кажется, этот пробел нужно восполнить. Вообще, новая киберстратегия США заполняет очень многие пробелы, расставляет точки над i и снимает многие риторические вопросы.
По-моему, она обязательна к ознакомлению для всех, кто так или иначе работает в ИТ-отрасли, — чиновников, руководителей ИТ-компаний, профильных журналистов.
Новая киберстратегия США «National Cyber Strategy of the United States of America» датирована сентябрем 2018-го, хотя опубликована она в середине ноября. Предыдущая киберстратегия была принята в США 15 лет назад.
Предваряет киберстратегию обращение к нации президента Трампа. Там, в частности, сказано:
«Мои друзья Американцы!
Мои главные приоритеты — защищать национальную безопасность Америки и развивать благосостояние народа Америки. Обеспечение безопасности киберпространства имеет основополагающее значение для обоих начинаний... Америка создала интернет и поделилась им со всем миром. Теперь мы должны сохранить и упрочить киберпространство для будущих поколений.
...Соединенные Штаты впервые за последние 15 лет озвучивают свою киберстратегию. Эта стратегия объясняет, как моя администрация будет:
• защищать Родину, защищая сети, системы, функции и данные;
• продвигать и далее процветание Америки, совершенствуя безопасную, развивающуюся цифровую экономику и поощряя отечественные инновации;
• расширять влияние США за рубежом, чтобы укреплять ключевые принципы открытого, функционального, надежного и безопасного интернета.
...Мы продолжим вести мир в процветающее кибербудущее».
Язык «Национальной киберстратегии» — довольно бюрократический, канцелярский, казенный, общий и декларативный. Это в целом понятно и более-менее нормально, но читать трудно.
Интересны термины, явно вводимые в дискурс. Это «государства-противники» (adversaries), «государства-единомышленники» (like-minded states), «наказывать» (punish), «заставлять заплатить» (impose costs), «налагать последствия» (impose consequences), «безответственное поведение» (reckless activity).
Они повторяются в «Стратегии» много раз.
Тем, кого забавляют «скрепы» в устах Путина, понравятся также «столпы» в устах Трампа: основные пункты киберстратегии называются столпами (Pillars). Они прямо занумерованы — Столп первый, Столп второй и так далее. Авторы не видят здесь ничего смешного или пафосного.
США — единственная супердержава планеты. Она имеет подавляющую военную, экономическую и политическую мощь. Она изобрела интернет. Она распространяет везде свои принципы свободы, свободы слова и процветания. Она является сейчас и будет и впредь мировым лидером на планете вообще и в киберпространстве в частности.
«...Появление интернета и увеличение влияния киберпространства на все сферы жизни современного мира совпали со становлением Соединенных Штатов Америки в качестве единственной сверхдержавы во всем мире.»
«...Американцы зачастую принимали превосходство Соединенных Штатов в киберпространстве как само собой разумеющееся явление и считали, что такое положение навсегда останется неоспоримым...»
США доминируют в мире (и мир приветствует это лидерство!), США должны доминировать и в киберпространстве — сейчас и в будущем. Будучи лидером, они должны продвигать свое влияние по миру.
США имеют превосходство в новейших технологиях. Это ключевой элемент доминирования в киберпространстве. США должны сохранить его и помочь американским компаниям использовать его на ИТ-рынке.
«Основой влияния Соединенных Штатов в киберпространстве является технологическое преимущество. Соответственно, правительство Соединенных Штатов обеспечит проведение скоординированных действий по защите передовых технологий, в том числе от их кражи нашими противниками, обеспечит поддержку доработки этих технологий и возможного уменьшения барьеров для американских компаний при выходе на рынок».
Американские ценности нужно продвигать по планете. Это одна из целей Америки. Технологии — средство для этого.
«Интернет стал средством, приносящим огромные выгоды как внутри страны, так и за рубежом, более того, он позволяет распространять американские ценности: свободу, безопасность и процветание».
Открытый интернет — принципиальное условие продвижения американских ценностей. Если авторитарные государства, прикрываясь понятиями суверенитета и информационной безопасности, будут ограничивать интернет для своих народов, их нужно наказать за это.
США введут правила «ответственного поведения в киберпространстве» и будут наказывать за их неисполнение — всеми средствами, включая военные.
Слова «наказывать», «накладывать последствия» встречаются в Киберстратегии много раз. США планируют наказывать(punish) своих противников за их «безрассудное поведение» и подрыв принципов отрытого интернета, а также создавать для них последствия (impose consequences), заставлять платить за свои действия (pay costs).
Заметим, что «наказывать» противников США собираются как киберсредствами, так и обычными — политическими, экономическими и военными (как электронными, так и «кинетическими»), о чем говорится не единожды:
«Соединенные Штаты намерены сотрудничать с государствами-единомышленниками по вопросам координации и оказания поддержки применения мер реагирования друг друга в отношении серьезных злоумышленных инцидентов в киберпространстве, в том числе посредством обмена разведывательными данными, подкрепленными источниками, публичными заявлениями о поддержке мер реагирования, а также совместным применением мер реагирования против злоумышленников».
Выводы
По сути, мы видим в «Киберстратегии США» прямую, открытую заявку на мировое господство и управление планетой. Теперь и в киберпространстве.
Само понятие суверенитета США объявляют вредным, как и понятие информационной безопасности, — если это не суверенитет и безопасность США.
США прямо разрешают себе считать весь мировой интернет своей территорией, вмешиваться в его использование и функционирование на территориях других государств; они прямо разрешают себе кибератаки и активные кибероперации против «противников».
Фактически Америка вскрывает ящик Пандоры, объявляя эпоху кибервойн открытой. Это хорошо коррелирует с современным нежеланием США присоединяться к любым инициативам по регулированию кибератак и кибервойн, ратифицировать любые инициативы ООН по кибербезопасности и так далее.
Почему? Потому что им это не нужно, они твердо рассчитывают победить всех в одиночку. А зачем будущему победителю самому подписывать ограничения для себя?
Игорь Ашманов
