Ликвидация мусорных полигонов задерживается из-за нехватки денег
В 2018 году на ликвидацию накопленного экологического вреда, к которому относятся мусорные полигоны, нефтеразливы и здания вредного химического производства, из федерального бюджета выделено 2,7 млрд рублей.
В 2018 году на ликвидацию накопленного экологического вреда, к которому относятся мусорные полигоны, нефтеразливы и здания вредного химического производства, из федерального бюджета выделено 2,7 млрд рублей. В прошлом было потрачено примерно столько же – 2,4 млрд.
Депутат Госдумы, член комитета Государственной думы по экологии и окружающей среде Ольга Тимофеева считает, что проблема мусорных свалок – общая для всей страны, и решать ее надо общими усилиями.
«Ликвидация только одной крупной свалки, такой как «Кучино» в Балашихе, требует около 4 млрд рублей. А таких свалок по всей стране тысячи!» – утверждает Тимофеева.
Несмотря на то, что мусорных полигонов – тысячи, денег выделено только на 26 проектов по всей стране. Предварительно, до утверждения бюджета, проекты проходят отбор в Министерстве природы. Среди главных критериев отбора – степень экологической угрозы, негативное влияние полигона на окружающую среду и количество людей, страдающих от этого. Не менее важное условие для рекультивации – объект не должен находиться в частной собственности, иначе деньги из федерального бюджета на его ликвидацию не могут быть выделены. Если у объекта есть владелец, то его рекультивацию могут финансировать за счет бюджета субъекта федерации или муниципалитета. Сейчас в Минприроды формируют государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (НВОС).
Впервые ликвидацией старых свалок начали заниматься в 2011 году в Арктике, на островах Земли Франца-Иосифа и на архипелаге Новая Земля. В апреле 2010 года Владимир Путин посетил острова и сам оценил экологическую ситуацию в Арктике. Было принято решение начать ликвидацию свалок. В итоге было утилизировано более 6 тысяч тонн отходов производства, а также более 1700 тонн различных видов горюче-смазочных материалов, 2206 тонн металлолома, 1090 тонн строительных промышленных отходов.
После этого стало понятно, что эта проблема – общая для всей страны. Но трудностей при ликвидации меньше не стало. Ольга Тимофеева утверждает, что помимо ограниченности финансовых ресурсов, существует технологические проблемы.
«Нет в достаточном количестве компаний, владеющих необходимыми технологиями, и нет понимания, какие технологии самые подходящие, экологичные. Поэтому мы продолжаем получать жалобы от населения, даже когда делаем доброе дело – рекультивируем свалки. У нас нет опыта реализации подобных проектов», – считает Тимофеева.
Отсутствие опыта подтверждают казусы, которые происходят при ликвидации мусорных полигонов. Например, в Волгограде при рекультивации свалки в Кировском районе часть отходов перевезли в местный пруд-накопитель. Возмущенные жители обратились в Генпрокуратуру. Проверка выявила нарушения. Оказалось, что компания не сортировала мусор и превысила высоту слоя отходов; более того, воздух вокруг оказался загрязнен вредными веществами.
