Торговые войны: Батькины буренки забодали путинских
В конце февраля у Россельхознадзора вновь возникли претензии к белорусской молочной продукции, причем на этот раз речь шла уже чуть ли не о полном запрете на ее ввоз. Но, как показало дальнейшее развитие событий, всё вернулось к привычной уже схеме — точечным ограничениям, связанным с конкретными заводами-комбинатами, да и те — только анонсируются и уже дважды переносились. Учитывая, что и такие ограничения, как показывает практика, снимаются в относительно короткий срок, и учитывая то, что претензии часто (но не всегда) возникают не на пустом месте, белорусские молочные производители могут снова поблагодарить Россельхознадзор за бесплатную рекламу и за работу на свой образ.
Подобный взгляд, впрочем, вещь недоказуемая, а материальные издержки, в отличие от репутационных, можно сосчитать в твердой валюте. Главная же проблема в том, что такими своими действиями Россельхознадзор укрепляет — в основном среди социалистически настроенных людей — миф о белорусском сельском хозяйстве, или, говоря современнее, агропромышленном комплексе.
То, что белорусские производители выпускают молоко-сметану-творог без пальмового масла, а если в сырочки «заменитель молочного жира» и добавляют, то честно сообщают об этом на этикетке, — факт. Но и то, что любой минский хлебозавод в процессе выпекания обычного (а не особого диетического, которые на прилавках в постоянном дефиците) батона использует смеси для выпечки — с ферментами, эмульгаторами, а то и соевой мукой, — тоже факт, тем более красноречивый потому, что всё это — делается по госстандарту (СТБ 1045). Это, кстати, лучше всего показывает то, как изменилось понимание стандарта по сравнению с советскими временами, ГОСТы которого отдельные личности, опираясь на народное мнение, считают жизненно необходимым вернуть.
Если в советское время стандарт, ГОСТ, был предписанием к соблюдению обязательной и не допускающей отклонений рецептуре, то теперь стандарт — это, скорее, предписание к тому, чего использовать нельзя, что, …
