Участник французского сопротивления
Мой родной дедушка Сапожников Степан Евгеньевич, участник Великой Отечественной войны, участник французского Сопротивления, родился в 1901 г.в Оренбургской области. Погиб 30 августа 1944 года, похоронен во Франции в г.Нуврон-Венгре. Между двумя этими датами целая жизнь.
Жизнь оборвалась во Франции...
Франция. Городок Нуврон-Венгре в департаменте Эн. На площади – обелиск. Среди имен погибших за свободу Франции в 1939-1945 годах на нем выгравировано русское имя. Оно же повторяется на одной из мраморных плит местного кладбища: «Французские внутренние вооруженные силы коммуны Нуврон-Венгре своему боевому товарищу Степану Сапожникову».
...а началась на реке Урал
...Нижнеозерное. Это старинное казачье село, расположенное на высоком берегу реки Урала. Здесь побывал в 1833г. великий русский писатель А.С.Пушкин, о нем он написал в повести «Капитанская дочка». Также дважды в 1965 и 1966гг. приезжал на отдых с друзьями – первый космонавт Земли, Герой Советского Союза Юрий Гагарин. Одна из улиц в селе названа его именем. Отсюда в грозном 1920 году ушел в Красную Армию добровольцем, мой дедушка, молодой казак Степан Сапожников.
Туркестанский фронт
Он принимал участие в Гражданской войне, воевал на Туркестанском фронте. Храброго, дисциплинированного, способного воина в 1922г. направили в Ташкентское офицерское училище имени В.И.Ленина. Нелегко было учиться дедушке, имея за плечами всего четыре класса сельской школы. Маловато для будущего офицера Красной Армии. Выручало упорство, настойчивость, целеустремленность в достижении цели. В 1925году дедушка, Сапожников Степан – окончил училище с отличием. Женитьба. Назначение молодой офицер получает в Оренбург, в артиллерийский дивизион знаменитой 11-й кавалерийской дивизии на должность командира батареи.
Часы от Ворошилова
Сапожников становится грамотным артиллеристом, отлично овладел стрелковым оружием в особенности личным оружием командира - револьвером. За что постоянно на состязаниях получал награды: письменный стол, малокалиберную винтовку, часы именные от К.Ворошилова, письменные приборы, денежные премии, благодарности. Неспроста его подразделения за стрельбу из орудий и из личного оружия всегда занимали первые или лучшие места. Армия, воинская служба – это было его призвание.
37-ой год
В 1937-м не минула горькая чаша и моего дедушку Сапожникова Степана. Его арестовали, но из-за отсутствия улик и состав преступления, освободили и ... уволили в запас. Он устроился в Оренбургский пединститут преподавателем военного дела. И там его все уважали. Но мой дедушка, как кадровый офицер, как коммунист больно переживал отрыв от любимого дела. Только упрямо повторял: партия разберется, справедливость восторжествует. Нельзя в армии без опытных командиров. Гитлер грозит войной. И об этом писал в своих письмах в ЦК партии. Высказывал свои мысли по улучшению в обучении и воспитании воинов, просил восстановить в кадрах. «Я готов за счастливую жизнь, за освобождение рабочего класса всего мира на любые жертвы, готов отдать все до конца силы, знания и если потребуется и жизнь». Эта просьба дедушки, как бы звучит, как присяга, как клятва.
«Энергичен, инициативен, исключительно добросовестен»
В 1940 году просьба его была удовлетворена, он был восстановлен в рядах Красной Армии и получил назначение в знаменитую 25-ю Чапаевскую Стрелковую дивизию 69 артиллерийского полка, командиром артиллерийского дивизиона. Это была очень высокая честь. Его отношение к службе ярко характеризуют слова аттестации за 1940 год.
«За время пребывания в полку показал себя как один из лучших командиров. Аккуратный, усидчивый, сообразительный командир. Начатое дело может довести до конца. Энергичен, инициативен, исключительно добросовестен. Требователен к себе и подчиненным».
Вот таким опытным командиром мой дедушка подошел к испытаниям Великой Отечественной войны. 25-я Чапаевская дивизия стояла в ту пору у румынской границы в Молдавии. И вот, начиная с первого дня начала войны - 22 июня 1941 года дедушка вместе с полком встретил в боях. Об этом он также писал жене с фронта: «Итак, я с первого дня в боях. Ты сама понимаешь, коммунисты обязаны бить врага только на отлично, и я стремлюсь к этому». Награда - орден Красной Звезды – не заставил себя ждать.
Медали через 20 лет
В своих воспоминаниях Герой Советского Союза, отважный снайпер Людмила Михайловна Павлюченко писала: «Наша группа выполняла особое задание, оказалась в окружении и нам бы не выбраться из фашистских лап. Только благодаря отважным действиям капитана Сапожникова и его солдат, мы были освобождены...» Мой дедушка был одним из защитников городов-героев Одессы и Севастополя. Он был дважды представлен к награждению боевыми орденами, но их - медаль «За участие в героической обороне Одессы» и медаль «За участие в героической обороне Севастополя» - уже после войны в 1964 году получила его жена Лидия Борисовна Сапожникова.
Ранение, плен, шахты во Франции
В 1942 году в один из последних дней героической обороны Севастополя мой дедушка был тяжело ранен и попал в плен. Вместе со своим боевым товарищем старшим сержантом морской пехоты Анатолием Плахотнюком дедушка был вывезен во Францию на шахты Па-де-Кале. Однако недолго работали советские патриоты под землей. В мае 1943 г. они бежали, несколько месяцев скрывались в лесах, тщательно пытались связаться с французскими партизанами, и лишь 5 сентября 1943 г. в г.Нуврон-Венгре они связались с местными подпольщиками.
Выучил французский!
Вот что писали товарищи по оружию и мэр города из Франции в письме от 1964г. о дедушке Степане Сапожникове, об участии его во французском движении Сопротивления. «... Тяжело было ему без знания французского языка. Степан находил время учиться. Французские партизаны достали франко-русский словарь и скоро он смог свободно изъясняться по-французски. Французы высоко оценили его военную смекалку, храбрость – они выбрали его своим командиром объединенного советско-французского партизанского отряда, который действовал в округе Суассон – пускал под откос воинские поезда, взрывал мосты, заводы, которые работали на оккупантов. Французские патриоты постоянно информировали партизан о передвижениях оккупантов, и отряд наносил по ним ощутимые удары.
Фашисты предприняли против партизан карательную экспедицию. 30 августа 1944 г., действуя в засаде против карателей, Сапожников гранатой подорвал одну вражескую автомашину, с гитлеровскими оккупантами, хотел подорвать вторую, но не успел... мы были потрясены гибелью такого человека, ставшего нам родным и близким. Он был всегда для нас примером в минуту опасности. Похоронили его с почестями на кладбище в г.Нуврон-Венгре.
Его имя носят улицы
Имя Степана Сапожникова присвоено одной из улиц города Оренбурга, где он служил и в селе Нижнеозерное, где родился. Материалы о его подвигах находятся в музеях: в Москве в Центральном музее Советской Армии на Поклонной горе, в Оренбургском краеведческом музее, в Севастополе, в Нижнеозернинском краеведческом музее, в музее истории Оренбургского казачества, а также отражены в ряде литературных произведений, посвященных героям Великой Отечественной войны.
Книга о деде
В 2013 году я написала и издала книгу о дедушке Степане Сапожникове «Судьба человека – путь героя». Книгу подарила своей маме, старшей дочери дедушки, ей 88 лет. Из четырех детей дедушки, в настоящее время осталась одна она в живых. Также всем внукам и правнукам на память, и музеям, где хранятся материале о дедушке. В 2014 году сделала краткий перевод своей книги на французский язык и выслала во Францию в г.Нуврон-Венгре мэру города и однополчанам дедушки.
И моя мама, все мы: внуки, правнуки, праправнучки помним нашего дорогого и любимого отца и дедушку Степана Евгеньевича Сапожникова. Хочется, надеется и верить в то, что кто-нибудь из нас когда-нибудь посетит его могилу. Выражаем огромную благодарность Франции, мэру города Нуврон-Вэнгре Жан Дюпре и всем жителям за добрую память о моем дедушке Сапожникове Степане Евгеньевиче.
Приезжайте во Францию!
Родина и Франция помнят своего мужественного воина. В подтверждении этому - строки из письма из Франции от 10 марта 2009 г.
«... Ваш дедушка, Степан Сапожников трагически погиб в Нувроне 30 августа 1944г. он захоронен на кладбище Нуврон-Венгре. На каждой официальной церемонии 8 мая и 11 ноября, его вспоминают те, кто сражался рядом, его сотоварищи; его имя написано на памятнике погибшим жителям деревни как жертвам войны 1939-1945гг.... Если Вы захотите приехать на могилу вашего дедушки, мы будем счастливы вас встретить. Семьи готовы вас принять у себя». Мэр Жан Дюпре прислал в подтверждение своих слов фото могилы моего дедушки.
Семенова Татьяна, Солигорск.
