Виртуальные священники и персональная реальность. Каким видит будущее Николас Димитров?
Фото: btvnovinite.bg
Аурен Хабичев о кибер-панке болгарского писателя Николаса Димитрова «Дилер реальности»
Философско-футурологический роман болгарского писателя Николаса Димитрова «Дилер реальности» был опубликован в издательстве Эксмо в уходящем году. Кажется, в Украине книга имела оглушительный успех. Как «зашла» она в России сказать сложно, но ещё недавно вокруг неё разгорелся нешуточный спор с участием Милонова, Невзорова и Чаплина.
Несложно догадаться, что очередная острая дискуссия между достойными мужами могла случиться вокруг лишь одной темы — религии. Дело в том, что автор написал книгу о будущем, в котором нет места архаичному восприятию бога. То есть, в современном Сингапуре, о котором идёт речь в этом, кстати, довольно неплохом романе, люди все также веруют, но исповедуются не у живого священника, а в будках-исповедальнях, вирутальных церквях и мечетях.
Начинается, как принято в футурологической литературе, со злоумысла одной крупной корпорации, именуемой «Транс-Реалити». Сконцентрировав в своих руках огромные финансовые и человеческие ресурсы, корпорация начинает свою главную борьбу — борьбу за души людей. На основе какой-то суперпродвинутой и не до конца понятной для гуманитария синтетической реальности, создаётся технорелигия, которая называется трансферизм.
Тут, как водится, появляется человек, который, кажется, должен все это остановить. Молодой дерзкий, циничный и прагматичный пиарщик Золтан Варго. Происходит дичайшая «пелевенщина» — и синтетические наркотики и влезания в чужие воспоминания и какой-то всеобщий секс с участием одной супермодели и миллиона пастухов в отсталой мусульманской стране с намёком на какой-нибудь Иран или Пакистан и какой-то головокружительный абсурд, который делает книгу невероятно увлекательной и интересной.
Про «пелевенщину», кстати, это если совсем приблизительно. Кто-то несмелый аттестовал Димитрова как «болгарского Пелевина», с чем я категорически не согласен. Если бы Димитров появился на рынке современной русской литературы немного раньше, то это бы Пелевина называли «русским Димитровым», поскольку Николас настолько самодостаточен, настолько крут и нахален, что любое сравнение даже с самим гуру русского бытописательства Пелевиным лишь принизит литературный гений Димитрова. Но это моё субъективное о болгарском писателе мнение.
Дальше становится интересней. Внедрённый во вражеский стан пиарщик Золтан узнает, что в общем-то не он внедрялся в корпорацию, а корпорация сама его незримо в себя внедряла, с умилением наблюдая, как этот гениальный молодой человек делает всё, чтобы внедриться в «Транс-Реалити». Когда все карты были раскрыты, оказалось, что Золтан Варго — пиарщик от бога, человек, который умеет убеждать, который умеет создавать мифы и делать так, чтобы в них верили миллионы незадачиливых людей, призван в корпорацию, чтобы стать нёмного-нёмало, Миссией. Все происходящее сопровождается запредельной психоделикой со снами, меняющейся и меняемой внешними силами реальностью, внезапными отступлениями, смертями, убийствами, гомосексуалистами, скандинавами, индийцами и ещё черт знает чем.
Если Димитров чего-то употреблял перед тем, как написать «Дилера реальности», то он чёртов гений. Если же он ничего не употреблял, то он все равно чёртов гений. Потому что «Дилер реальности» — это книга о том будущем, о котором мечтает каждый из нас, но боится в этом себе признаться.
В принципе, это книга о будущем, которое уже почти наступило и которое, на самом деле, лишний раз показывает нам всю нашу историческую глупость и архаичность. Ведь свою персональную реальность, свой личный рай или свой личный ад, мы давно могли научиться создавать сами, но отдали это в руки крупным корпорациям и готовы отдать единственное, что ещё осталось у нас своего — душу и сознание.
