«Доброе дело Рамзана Кадырова»
Почти 20 лет клан Арашуковых был неприкосновенен, а теперь Следственный комитет России обвиняет члена верхней палаты отечественного парламента Рауфа Арашукова в причастности к убийствам.
«Доброе дело Рамзана Кадырова»
В чем причины возвышения и падения клана Арашуковых
Отец сенатора Рауль Арашуков обвиняется в создании преступного сообщества и хищении газа на сумму более 31 миллиарда рублей.
РБК опубликовал анализ одной из самых скандальных историй последнего времени. «Лента.ру» также попыталась разобраться в резонансных событиях, прогремевших по всей стране.
Как становятся газовыми королями
Именем отца Рауля Арашукова Туркби названа одна из центральных улиц и мечеть шеститысячного аула Хабез — родины клана Арашуковых. Местная школа названа в честь погибшего брата Рауфа. Гендиректор расположенного в ауле гипсового завода «Хабезгипс» Олег Аргунов вспоминает, что в 1989 году Рауль работал всего-навсего водителем грузовика. У 29-летнего парня уже тогда были проблемы с законом. В 1985 суд приговорил его к трем годам условно за мошенничество с зерном. Но потом судимости были погашены, и старший Арашуков заводит дружбу с комсомольско-партийным работником Назиром Хапсироковым, которого затем назначают на должность управляющего делами Генеральной прокуратуры. Хапсироков способствует назначению Рауля директором филиала «Газпром межрегионгаза» в Ставропольском крае.
В Ставрополе семья Арашуковых прожила до 2008 года. Именно там Рауль стал газовым королем края. Собеседники РБК утверждают — фортуне клана способствовали хорошие отношения с губернатором края Александром Черногоровым. Тогда махинации с газом стали основой бизнеса Арашуковых. Однако крупных дел еще не было — деньги семья вкладывала в недвижимость и золото.
В 2008 году Ставропольский край возглавил Валерий Гаевский. К этому времени старший Арашуков распространил свое влияние уже на весь Северо-Кавказский федеральный округ. И несмотря на то, что отношения главы клана с руководителем региона не сложились, убрать Рауля Арашукова с хлебной должности долго не получалось. Помощь оказал тогдашний вице-премьер по ТЭКу Игорь Сечин, который приехал в край разбираться с бюджетными проблемами.
Тогда-то и были обнаружены махинации с газом в местном филиале «Газпром межрегионагаза». Стало ясно — Арашуковы наживались на сверхлимитных поставках в регионы Кавказа. А также приторговывали должностями в структурах «Газпрома» в федеральном округе.
«По итогам выявления схемы Сечин пошел к Путину и в красках доложил ситуацию с этим воровством и его виновниками, после чего Путин лично распорядился убрать Арашукова полностью из структуры «Газпрома», — приводит РБК утверждение своего собеседника. Кроме того, информацию о вмешательстве руководства страны в ситуацию подтвердил и действующий сотрудник «Газпрома».
«В итоге глава "Газпром межрегионгаза" Кирилл Селезнев убрал Арашукова в тень. Он был переведен в головной офис на должность советника главы компании. Но газовые схемы от такой перемены мест слагаемых никак не рассосались», — отмечает бывший правительственный чиновник. Однако Рауль из-за наличия «крыши» в Москве и в «Газпроме» смог усидеть в кресле советника компании. «Рауль очень громко покинул свою должность и очень тихо стал советником Селезнева, но по сути ничего не поменялось, — утверждает собеседник РБК. — Это было исключительно публичным действием. Он продолжил курировать Кавказ».
Это же подтверждает и партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин, который считает, что «схемы хищения газа на Северном Кавказе, ущерб от которых следствие оценивает в 30 миллиардов рублей, не могли работать без ведома кого-нибудь из руководства «Газпрома» и «Газпром межрегионгаза». «После 2011 года Арашуков занимал своего рода пост-прикрытие, формально ни за что не отвечал, но мог заниматься разными схемами. Без ведома руководства такие объемы не воруют», — утверждает эксперт.
Георгий Бовт в выступлении на «Бизнес ФМ» заявил, что не может не вызывать удивления то, как руководство «Газпром межрегионгаз» во главе с гендиректором Кириллом Селезневым, чьим советником был Арашуков-старший, сумело не увидеть столь масштабных хищений газа. «По версии следствия, воровство совершалось на протяжении пяти лет, — говорит обозреватель. — Притом что еще в 2011 году, то есть более пяти лет назад, будучи вице-премьером российского правительства, Игорь Сечин докладывал о масштабных нарушениях в этой сфере, указав в этой связи на Арашукова-старшего. Но тот и после этого остался советником гендиректора "Газпром межрегионгаза". И наконец, любопытно, каким чудесным образом руководство самого "Газпрома" пребывало в столь счастливом неведении относительно творящихся под сенью этой структуры масштабных безобразий», — резюмирует Бовт.
Волшебная схема
Источник, близкий к «Газпрому», считает, что существовало три схемы хищения. И все они использовались Арашуковыми. По мнению собеседников РБК, общая канва механизма такова: «участники группировки вступают в сговор с компаниями среднего звена, которым в результате поставляется неучтенный газ, а потребленные объемы приписываются населению». Газовики просто получают свою комиссию за потребление неучтенного газа.
Первая схема заключается в составлении договора на заниженные объемы поставки с последующей фальсификацией данных о потреблении. Например, договор заключается условно на 5 миллионов кубометров газа. Реальный же объем потребления 10 миллионов. «Компания потребляет свои 10 миллионов кубов, после чего идет процесс сторнирования (отката обратно данных по счетчикам) и 5 миллионов кубов списываются», — объясняет специалист.
При второй схеме хищений коммерческая организация не вступает в официальные отношения с поставщиком газа, но осуществляет незаконную врезку в сети газораспределения по негласному договору с газовиками. «Как правило, это подземная врезка», — отмечает собеседник РБК. Обычно такой схемой пользуются гостиницы, разного рода торговые центры.
Третья схема предназначена для промышленных предприятий. Именно они потребляют больше всех энергии. С предприятием заключается официальный договор как с контрагентом. «Если у него потребление условные 10 миллионов кубов, договор заключается на 2-3 миллиона, — утверждает источник издания. — Все официально — подключаются к сетям, устанавливают узлы учета газа. Но помимо этого, газовики параллельно помогают сделать подземную незаконную врезку». Таким образом, в результате этих махинаций получаются целых две врезки — официальная и неофициальная, через узлы учета газа с идеальной документацией на 3 миллиона кубометров и 7 миллионов незаконно.
«Чтобы левые объемы не образовали разбаланс, все приписывается населению, обычно районов с наибольшей задолженностью за газ», — поясняет специалист газовой отрасли. И три-четыре года назад долги стали вешать на обезличенные или задвоенные лицевые счета. «Есть Андрей Иванов по адресу Ленина, 2. Ему делают новый лицевой счет — на него тоже идет начисление. Проходит срок исковой давности, и украденные объемы списываются», — объясняет собеседник РБК. Также происходит списание похищенных объемов на уже умерших людей.
Роковая ошибка
По мнению РБК, самым успешным политическим проектом Арашукова-младшего стало знакомство и дружба с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Именно поэтому он получил серьезную поддержку на федеральном уровне. Об этом рассказывают трое знакомых с семьей Арашуковых, а также источник, близкий к руководству республики, и собеседник, близкий к администрации президента.
Источники сообщают, что дружба с лидером Чечни продолжалась не многим менее десяти лет. И тут Арашуков-младший допускает роковую ошибку. Бывший кремлевский чиновник вспоминает, что проблемы у Арашукова начались из-за конфликта вокруг северокавказского отделения Росавтодора. В конечном итоге конфликт завершился встречей Арашукова с приближенными Рамазана Кадырова в московском «Президент-отеле». По словам четырех источников РБК, во встрече принимал участие депутат Государственной Думы от Чечни Адам Делимханов. Во время этой встречи младшего Арашукова якобы избили, утверждают собеседник, которому известны детали расследования, а также источник в Совете федерации.
После этого «Газпром межрегионгаз» предъявил чеченской республике счет за якобы перерасходованный газ в размере 9,4 миллиарда рублей.
Реакция на скандал
Financial Times, описывая скандал, отмечает, что спор вокруг чеченского газового долга идет в одной связке с жесткими мерами по борьбе с неэффективной работой внутреннего рынка страны, связывая дело Арашуковых с трениями по поводу списания Чечне долга за газ.
«Это осиное гнездо разворошил конкретно Рамзан Кадыров, — говорит директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. — Поскольку клан Арашуковых контролировал все газовые потоки на юге и на Северном Кавказе России, кроме Чечни, и конечно, у него были покровители, очевидно, среди каких-то газпромовских шишек, но в тот момент, когда эти ребята решили влезть в вотчину Рамзана Кадырова, в общем, наступил час Х. Это их и погубило». «Насколько я считаю, крах клана Арашукова — это в хорошем смысле вина или доброе дело Рамзана Кадырова, — вторит ему публицист Никита Кричевский на радио «Комсомольская правда».
Как бы то ни было, по мнению Олега Бондаренко, эта история вышла гораздо дальше за пределы Северного Кавказа. «Надо понимать, что если на Северном Кавказе есть такие огромные недостачи, то, очевидно, они могут быть не только там, но и в других регионах-должниках. Арест советника председателя «Газпром межрегионгаза» открыл гигантские недостачи по платежам, и это может оказаться только верхушкой айсберга», — отмечает эксперт. — Исходя из того что, оказывается, как мы теперь узнали, к деятельности Арашукова-старшего были вопросы еще 8 лет назад, наверное, это говорит о том, что, может быть, его шефу какие-то вопросы надо задать, — резюмирует Бондаренко. — Потому что, как вы знаете, вообще-то говоря, в «Газпроме» регионов-должников много, но и в других регионах тоже есть большие долги. Там отличаются цифры — да, но не порядки цифр».