Над экс-депутатами Сейма раскрылся золотой парашют
Арвидс Улме не удержался и за два месяца работы в парламенте получил компенсацию в размере 8 247 евро, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».
Обещал, но взял
«Если меня не изберут депутатом, то я от компенсации откажусь», — обещал с трибуны уже прошлого сейма Арвидс Улме (Союз зеленых и крестьян), который успел проработал в прошлом парламенте всего два последних месяца. Напомним, что А. Улме стал депутатом после того, как обвиненный в использовании служебного положения в корыстных целях Аскольд Клявиньш отказался от депутатского мандата.
И вот прошлый сейм завершил свои полномочия, а господин Улме в новый сейм избран не был. Он стартовал в Риге под 11—м номером, а к финишу пришел предпоследним, получив 1770 минусов. Видимо, избиратели не забыли, что А. Улме был агентом КГБ ЛССР. Во всяком случае, перед выборами тему «стукачества» Улме особенно активно развивали националисты и Кайминьш.
А. Улме в итоге передумал отказываться от компенсации и получил 8247 евро — то есть три месячных оклада плюс зарплату за последний месяц работы в сейме. Правда, экс—депутат уже поспешил сообщить, что эту компенсацию потратил на благотворительность — в том числе на погашение долгов, которые скопились у Клуба защиты среды, который господин Улме сам и возглавляет.
Получается, что А. Улме обещал не брать компенсацию, но обманул общественность. Но, с другой стороны, а что партия может ему сделать? Ну разве что исключить из своих рядов. К тому же А. Улме не стал депутатом и, стало быть, уже перед избирателями не отвечает.
Народ против привилегий
Напомним, что сейчас на портале manabalss.lv идет сбор подписей за отмену статьи в законе, которая позволяет депутатам, не избранным в следующий сейм, получать компенсацию в размере трех депутатских окладов. Народ очень активно ставит свои подписи за отмену компенсаций парламентариям. Выступающих против компенсаций понять можно. Во—первых, простые смертные на подобные золотые парашюты рассчитывать не могут: в случае потери работы им остается или срочно искать новую работу, или идти на биржу труда и получать пособие, которое будет зависеть от тех социальных выплат, которые сами работники делали. Во—вторых, создается ощущение, что экс—депутаты получают своего рода премию за то, что их не избрали в новый сейм.
Но, с другой стороны, подобные компенсации депутатам парламента существуют в подавляющем большинстве стран мира. Причем компенсации выплачиваются еще в большем объеме, чем в Латвии. В противном случае желающих баллотироваться в депутаты резко поубавиться, ведь депутаты не могут совмещать работу в парламенте с другой работой. Иными словами, попав в парламент, слуги народа вынуждены уволиться с прежней работы. И чем дольше они заседают в парламенте, тем меньше у них шансов вернуться в свою профессию.
Новейшая история парламентаризма показывает, что довольно много депутатов, не попавших в следующий парламент, или становятся безработными, или вынуждены переквалифицироваться.
Так или иначе, но недовольство латвийцев выплатой бывшим депутатам компенсаций связано и с тем, что простые латвийцы лишены даже части таких финансовых бонусов и тем, что общий уровень доверия народа к депутатам и парламенту в целом катастрофически низок.
Да, кстати, со следующего года оклады депутатов и министров снова вырастут. Закон гласит, что зарплаты госслужащих зависят от средней заработной платы в стране за предыдущий год. А поскольку средняя зарплата в нынешнем году постоянно росла (по крайней мере, если верить официальным данным), то и слуги народа с января получат прибавку в размере не менее 15–20 процентов.
Абик ЭЛКИН.
