Судьба загоняет Минск в Союзное государство
«Бацька» — не Янукович. События последних дней в Белоруссии показали справедливость этого утверждения. Глава РБ показал, что решительности ему не занимать — он не боится крови, готов идти до конца. Та же и белорусские силовики показали готовность без колебания выполнить любой поставленный перед ними приказ, что однозначно говорит о высоком доверии, которым пользуется командование у своих подчиненных. Бойцы убеждены, что их не предадут, не «сольют», не «сделают крайними» и поэтому готовы действовать решительно и жестко.
Два этих фактора: твердость руководителя, готового отстаивать власть, в сочетании с верностью и отвагой силовиков, готовых эту власть защищать, делают стандартный сценарий «цветной революции» в Минске бесперспективным.
По всей вероятности, Лукашенко удалось ликвидировать единый центр управления «майданом», такой, какой был в Киеве. В совокупности с эффективной работой специалистов правоохранительных органов в Сети это позволило дезорганизовать и распылить усилия мятежников.
Обращение Варшавы, Вильнюса и Литвы, предложивших Лукашенко свой план урегулирования, предполагает отказ от использования силовиков для защиты общественного порядка и конституционного строя, освобождение всех задержанных провокаторов и погромщиков и начало «диалога с оппозицией». Но можно не сомневаться, что дорога Януковича «Бацьку» не привлекает, и усилия прибалтов вкупе с поляками пропадут втуне.
Запад же не спешит ввязываться в разгорающийся конфликт. Большинство стран Западной Европы не желает усиливать конфронтацию с Россией, а в США просто не до этого.
К этому можно прибавить, что немало белорусов, пусть и пассивно, но все же поддерживает Лукашенко, пусть и с многочисленными оговорками.
Иными словами, у белорусского президента есть все необходимое для удержания власти и отстаивания своей победы на выборах. Но это в краткосрочной перспективе. Если же протесты будут продолжаться, постепенно превращаясь в городскую герилью (а именно к этому призывают белорусов их «доброхоты» с Украины, Польши и Литвы), то силовой ресурс может оказаться недостаточным. Практически неизбежны санкции, которые серьезно подорвут возможности небольшой республики, имеющей ограниченные ресурсы. И это крайне негативно скажется на поддержке президента населением, поскольку лишит его главных козырей: относительно высокого уровня жизни и малой степени социального расслоения, работающего производства и сельского хозяйства.
Впрочем, ущерб от западных санкций Минск мог бы компенсировать, благодаря Москве, отношения с которой «Бацька» накануне выборов (вот незадача!) поставил под большой вопрос. Владимир Путин, первым поздравив Лукашенко с победой на выборах, показал, что дверь перед ним не закрыта, но соответствующие выводы сделаны. Из самого контекста поздравления можно понять, что Кремль ждет не общих фраз, а реальных шагов в деле интеграции двух стран. И эти шаги станут необходимым условием дальнейшей помощи и поддержки.
Примечательно, что на Западе, прекрасно понимают, что их давление на Минск заставляет Лукашенко двигаться навстречу Москве — это констатируют многие европейские издания от «Эль Мундо» до «Ржечи посполитой». Однако допустить хотя бы временного признания Лукашенко никто из обозревателей даже не предлагает. Все они сходятся во мнении, что необходимо интенсифицировать усилия по «свержению последнего диктатора Европы». В силу этого белорусский глава вынужден будет пойти путем интеграции (упираясь, с постоянными оговорками) с Москвой. Альтернатива этому — смерть, причем, не только политическая.
Борис Джерелиевский