Патриарх Кирилл (Гундяев) назвал семейные отношения "запретной темой для исповеди"
Глава РПЦ МП заявил на годичном епархиальном собрании столичного духовенства в храме Христа Спасителя 20 декабря, что семейная жизнь человека является запретной темой на исповеди, сообщает «Интерфакс» (interfax.ru).
«Кто-то, быть может, считает, что нет и не может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом внутренней жизни их союза», — уточнил Патриарх. Он добавил, что «в эту область никто не должен вторгаться», хотя известно, что до некоторой степени она регламентируется православными канонами и уставом — в частности, правилами о посте.
По словам Кирилла, «исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще».
Комментируя столь «неортодоксальный» призыв Патриарха в интервью Порталу «Credo.Press», религиовед, кандидат философских наук Михаил Жеребятьев назвал это заявление Кирилла очевидной, и, возможно, самой серьезной для РПЦ МП, уступкой светскому обществу, которое Московская патриархия в России отождествляет с собственной паствой, «основываясь на представлении о стопроцентной православности этнических русских».
По словам эксперта, заявление Кирилла «можно расценивать как попытку латентного обмирщения доктрины, которая в РПЦ МП считается неизменной, чем невероятно гордятся её представители, ставя себя в пример якобы окончательно и бесповоротно секуляризованным западным христианским деноминациям». С одной стороны, отмечает Михаил Жеребятьев, существующая практика духовничества и ситуативной, привязанной к причастию исповеди довольно часто сводится к расспросам прихожан об интимной стороне их жизни. Об этом хорошо известно патриархии из многочисленных жалоб и внутрицерковной критики данной практики со стороны представителей либерального лагеря в РПЦ МП. «Дотошное духовничество, — говорит он, — является на протяжении постсоветских десятилетий объектом систематической жёсткой критики со стороны светских медиа». С другой стороны, продолжает Михаил Жеребятьев, «у светской части современного российского общества — а это, заметьте, невоцерковленное большинство — вызывает открытое недовольство использование администраторами из российских регионов церковного авторитета ради повышения демографических показателей. Открытые протесты вызвали попытки в разных местах ввести в лист предабортных консультаций графу о прохождении беседы со священником, наряду с психологом и лабораторными анализами. Они получили большой резонанс в светских медиа, в том числе в тех, которые имеют репутацию «рупоров власти». В одну корзину с интимными деталями попало и семейное насилие, о котором ведётся дискуссия в последние месяцы, причём и власти, и большинство светского общества оказались сторонниками «западного» решения проблемы».
Вместе с тем, Михаил Жеребятьев считает, что высказывание главы РПЦ МП несёт потенциальную опасность обострения конфликтов патриархии с духовниками-фундаменталистами, особенно из среды монашествующих. Вероятность такого поворота событий увеличится, если слова Патриарха будут облечены в формат циркуляра, обязательного для исполнения. «Ну а без документального оформления они останутся для адресата простой информацией «к сведению», не более того», — добавил эксперт.
