Регионы тратили миллиарды на несуществующие чрезвычайные ситуации
Ни для кого не секрет, что согласно 44-ФЗ («О контрактной системе...») при проведении государственных закупок всем участникам тендера должны быть предоставлены равные условия для обеспечения конкуренции. При этом любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Эти условия не распространяются на так называемый режим ЧС (чрезвычайной ситуации), когда происходят экстренные закупки у единственного поставщика. В случае если «чрезвычайная» ситуация вымышленная, это является прямым нарушением российского законодательства.
В этот раз активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели анализ неконкурентных закупок в восьми регионах России и обнаружили там тендеры, необходимость проведения которых заказчики как раз таки и объясняли возникновением чрезвычайных ситуаций. Речь идет об 11 контрактах, где, по мнению «фронтовиков», присутствуют признаки злоупотребления возможностью заключать контракты с единственным поставщиком. Общая сумма по этим контрактам составила более 3,2 миллиарда рублей. Получилось, что Забайкальский край, Московскую, Новосибирскую, Челябинскую, Томскую, Рязанскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург объединила «чрезвычайная» ситуация и срочность в проведении закупки без конкурентных торгов.
Например, в марте 2017 года Санкт-Петербургское ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» без проведения конкурентных процедур заключило срочный контракт с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» стоимостью почти 1,7 миллиарда рублей на завершение строительства объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк Победы», рассказывают в ОНФ. Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 2014 года реконструкцию парка должны были закончить еще в 2016 году, однако срок реконструкции объекта в 2017 году был продлен на два года и работы до сих пор не завершены. Получается, что «Фонд капитального строительства и реконструкции» еще в 2014 году знал о том, что парк надо успеть за два года реконструировать, но в ноябре 2017 года заказчик внес изменения в постановление правительства Санкт-Петербурга, в котором сроки по реконструкции парка были установлены до 2018 года. Якобы другие конкурентные способы проведения закупок для выполнения работ в столь короткий период времени нецелесообразны. При этом по состоянию на май текущего года более 1,5 миллиарда рублей по контракту уже были выплачены.
В подмосковном городе Королеве еще в конце декабря 2016 года произошел пожар и сгорело четырехэтажное здание 30-х годов постройки, состоящее из нескольких корпусов. По данным ОНФ, в одном из помещений были жилые квартиры. Здание находится в федеральной собственности. В июне 2017 года заказчик МУП «Управление единого заказчика» города Королева заключает контракт на выполнение работ по восстановлению объекта после пожара на сумму 50 миллионов рублей с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы.
Еще один «странный» контракт был заключен без проведения конкурентных процедур в июне 2017 года между ГКУ «Управление строительства Ленинградской области» и ООО «ЛенСоцСтрой» стоимостью 178 миллионов рублей. По информации «фронтовиков», договор предполагает строительство корпуса №3 Ульяновской психиатрической больницы. Казалось бы, все достаточно логично, если бы не тот факт, что ранее, в 2015 году, аналогичный контракт с тем же подрядчиком уже был заключен, и ему уже выплачено более 76 миллионов рублей. И по новому договору заказчик уже оплатил работы на 136 миллионов рублей, то есть общая стоимость строительства превысила 210 миллионов рублей, а сроки сдачи объекта сдвинулись до декабря 2018 года. При этом, по мнению специалистов, остается непонятным, почему при заключении второго контракта заказчик сослался на режим чрезвычайной ситуации и обошелся без проведения конкурентных закупочных процедур.
