Китай наращивает ядерный арсенал «без какой-либо прозрачности» — глава НАТО
По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, Коммунистическая партия Китая (КПК) не соблюдает международные нормы и законы, касающиеся распространения ядерного оружия, и не будет честен с международным сообществом в отношении масштабов своей ядерной экспансии.
«Китай быстро наращивает свой ядерный арсенал без какой-либо прозрачности в отношении своих возможностей», — заявил Столтенберг 18 апреля на 18-й ежегодной конференции НАТО по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению оружия массового уничтожения.
«Мы должны противодействовать усилиям, которые рискуют подорвать существующую структуру нераспространения, включая договор о поставках ядерного оружия».
Пекина хочет создать лучший в мире ядерный арсенал
КПК, правящая Китаем как однопартийным государством, уже давно отказывается участвовать в переговорах по контролю над вооружениями. Хотя ранее этот отказ был воспринят международным сообществом с некоторым раздражением, внезапное стремление Пекина создать лучший в мире ядерный арсенал вызвало всеобщую тревогу.
По оценкам Пентагона, к 2030 году КПК получит 1000 единиц ядерного оружия, а к 2035 году — 1500 единиц. Точно так же Китай теперь имеет больше пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, чем Соединённые Штаты.
Столтенберг сказал, что Китай является частью более широкого движения авторитарных стран, стремящихся дестабилизировать международное сообщество путём распространения ядерного оружия.
По его словам, с этой целью НАТО необходимо будет дать отпор таким угрозам, в то же время взаимодействуя с Пекином, чтобы посадить его за стол переговоров.
«Как глобальная держава, Китай несёт глобальную ответственность. И Пекин тоже выиграет от повышения прозрачности, предсказуемости и безопасности соглашений о контроле над вооружениями», — сказал Столтенберг.
«В долгосрочной перспективе нам необходимо переосмыслить и адаптировать наш подход к более опасному и конкурентному миру. Это означает взаимодействие с Китаем».
Столтенберг сказал, что НАТО представляет собой уникальное средство для ведения переговоров с КПК по контролю над вооружениями и нераспространению и что такие соглашения принесут «взаимную выгоду» как Китаю, так и НАТО.
Он подчеркнул, что в Стратегической концепции альянса Китай не рассматривается как враг, хотя и признал, что «Китай бросает вызов нашим интересам, нашим ценностям НАТО и нашей безопасности».
По словам Столтенберга, взаимодействуя, укрепляя доверие и изменяя поведение для повышения взаимной безопасности как Китая, так и НАТО, державы могут выработать «другой подход» к эпохе, характеризующейся повышенной нестабильностью и непредсказуемыми новыми технологиями.
Он признал, что такая миссия была сложной задачей, но сказал, что если НАТО и страны Варшавского договора могли осуществлять контроль над вооружениями в разгар холодной войны, то НАТО и Китай могли бы сделать то же самое сейчас.
«Наш мир стал более опасным и менее предсказуемым, чем это было на протяжении поколений, — сказал Столтенберг. — Режимы контроля над вооружениями, от которых мы так долго зависели, разваливаются».
«Но мы должны помнить, что соглашения о контроле над вооружениями заключаются не между друзьями. Они создаются между противниками».
Новые технологии повышают риск ядерной катастрофы
Новые технологии, в том числе искусственный интеллект, ещё больше увеличивают угрозу, исходящую от КПК, заявила на том же мероприятии заместитель госсекретаря США Венди Шерман.
По её словам, хотя ядерное оружие существует уже 80 лет, сокращающиеся сроки принятия решений и риск того, что автоматизация приведёт к катастрофическим последствиям, повышают опасность такого оружия.
«Несмотря на все чудеса, вызванные стремительным развитием инноваций и изобретений, на всё волнение, вызванное разработками, которые мы пока не можем понять, предсказать или вообразить, в сфере контроля над вооружениями эти скачки вперёд приносят новую степень страха и неуверенности», — сказала Шерман.
Имея это в виду, она заявила, что Соединённые Штаты «не стремятся к конфликту», но устали от амбиций Пекина подорвать и изменить международный порядок.
«[Китай], как заявили Соединённые Штаты, — единственная страна, способная изменить основанный на правилах международный порядок, что, как мы полагаем, [лидер КПК] Си Цзиньпин намерен сделать», — сказала Шерман.
«Даже в эту эпоху, когда прогресс кажется далёким, мы никогда не можем прибегать к бездействию. Даже сейчас, когда технология ставит больше вопросов, чем, кажется, даёт ответов, мы никогда не можем отказаться от нашей работы над передовыми мерами контроля над вооружениями. Мы никогда не сможем уклониться от вызова нераспространения».
