«Бумага», которая прекращает деятельность 95% клиник». Пластический хирург Таир Алиев - о новом порядке оказания профильных медуслуг
Приказ №298н от 31 мая 2018 года, утвердивший новый Порядок, появился после нескольких случаев гибели пациенток клиник эстетической хирургии в Москве.
Документ значительно ужесточил требования к профильным медцентрам. Например, в предыдущем документе фигурировала более общая формулировка о том, что эстетические вмешательства могут осуществляться в медорганизациях и их подразделениях, оказывающих помощь по профилю «пластическая хирургия». Соответственно, уже на этом этапе в число нарушителей автоматически попадают, например, хирурги, проводящие блефаропластику амбулаторно. Появился целый список медизделий и оборудования, необходимых для кабинетов, отделений и центров пластической хирургии, в том числе КТ, МРТ.
Вслед за эти документом появилось распоряжение вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о массовых проверках клиник эстетической хирургии, чем теперь занимается Росздравнадзор, опираясь на новый Порядок. Владельцы клиник, понимая низкие шансы успешно пройти проверку, начали превентивно отказываться от работы по этому направлению. Например, в Ростовской области лицензии «сдали» почти 20 медцентров.
В общих чертах Порядок 15 августа прокомментировала на своем сайте главный пластический хирург Минздрава Наталья Мантурова.
Несмотря на широкое обсуждение отраслевого новшества в соцсетях, публично решился выcказаться только Таир Алиев. Он написал обращение в своем блоге. С позволения автора Vademecum публикует его позицию.
Не стану пересказывать и жаловаться на авторов и содержание Приказа МЗ РФ от 31.05.18г. №298н. В нём есть как много полезного для отрасли, так и абсурдного. Мне хочется понять одно обстоятельство: до каких пор наша специальность и люди, которые ею руководят, будут демонстрировать свою беспомощность, близорукость, отстранённость от дел сообщества?
Да, случилась большая беда, по непонятным причинам в клиниках пластической хирургии (ПХ) стали погибать люди. Действительно, надо было принимать срочные меры. Во что это вылилось? Создали «бумагу», суть которой прекращает деятельность 95% клиник. Хорошо, с испугу можно и не то придумать. А что дальше? А дальше специалисты Росздравнадзора пошли «работать».
А что пластические хирурги? Они сидят и ждут. Ни одного официального заявления в рамках профессионального сообщества (РОПРЭХ, МинЗдрав). Каждый на своём месте пытается спасать собственное дело, которому многие посвятили всю жизнь. В некоторых регионах уже закрыты 50% клиник. Многие клиники отказались от лицензии по ПХ. Но это не решение проблемы.
Что делать? Необходимо срочно создавать рабочие группы, как в Москве, так и в регионах, в состав которых должны входить наиболее опытные коллеги. Эти группы объединить со специалистами Росздравнадзора и МЗ.
Цель: повысить качество оказываемой помощи по ПХ.
Задачи: 1. Выработать алгоритм выполнения Приказа№298н с учётом особенностей региона;
2. Осуществлять постоянный контроль за его выполнением;
3. Предотвращать случаи сговора и коррупции.
Я понимаю, что кому-то моё обращение может показаться воплем в пустыне. Я не боюсь показаться наивным или глупым, вступив в борьбу с госмашиной. Но смотреть, как чиновники разрушают профессию, не мой удел. Некоторые «старшие» товарищи рекомендуют дождаться 16 октября, на которое назначена встреча главных специалистов регионов в Москве. Мне кажется, ждать целых 2 месяца — безрассудно и безнравственно.
