Клубничные войны в Хабаровске: скандал с раздавленной ягодой выявил обычный бизнес-спор
В середине июня хабаровские соцсети буквально взорвались новостью: урожай клубники молодого и перспективного хабаровского фермера Ирины Коровиной был варварски уничтожен человеком на внедорожнике с привязанным к форкопу тракторным колесом. Новость разнеслась подобно лавине, публикациями о произошедшем запестрели местные и даже федеральные СМИ. Версии выдвигались различные от обиды арендодателя на фермера, возникшей из-за проигранного недавно суда, до буквально фантастических предположений про "крышевание" производителя клубники. Так что же произошло? Что побудило одного предпринимателя на такие действия в отношении другого предпринимателя? Разбирается ИА AmurMedia.
По версии Ирины Коровиной, которую она опубликовала на своей странице Facebook 18 июня, спустя два дня после инцидента, причина кроется в том, что Константин Белинский является арендодателем земельного участка и находится с фермером в довольно сложных отношениях, пытается добиться от нее выплаты крупной суммы денег:
Люди! страшные вещи и я не могу молчать!
16.06.18 на гектар Клубники заехал автомобиль с привязанным тракторным колесом с целью умышленного уничтожения клубники, системы капельного полива, мульчирующей плёнки!
Это наш сосед по участку и арендодатель гектара. С ним у нас не простые отношения, идут суды, в которых он проигрывает и таким образом решил отомстить, объявив нас захватчиками участка, а существующий договор аренды подделкой, вымогая миллионы, и не имея основания, тогда решил уничтожит весь урожай не имея никакого право так делать!
(сохранены авторские орфография и пунктуация, — прим.ред)
После ознакомления с данным постом складывается ощущение, что ситуация проста и очевидна, а причины произошедшего буквально лежат на поверхности: с одной стороны есть фермер, который арендует участок под выращивание клубники, с другой жадный арендодатель, который вымогает у агрария последние гроши, проигрывает суды и проводит акции устрашения.
В подтверждение своих слов Ирина Коровина опубликовала на своей страничке в социальной сети Facebook следующий видеоролик.
Но если копнуть немного глубже, появляются новые подробности их взаимоотношений.
Гранты от правительства Хабаровского края
В беседе с корр. ИА AmurMedia заместитель министра, начальник управления развития сельских территорий Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Андрей Романченко рассказал что Ирина Коровина давно вынашивала идею выращивания клубники и даже выходила с ней на получение грантовой поддержки еще в 2015 году. Однако комиссия решила, что выращивание ягоды будет слишком рискованным проектом в наших дальневосточных условиях и отказала фермеру в поддержке:
— Насколько я помню, Ирина Коровина просила поддержку на разведение крупного рогатого скота. Этот проект она реализовывала за счет краевых средств. Но изначально, еще в 2015 году она заходила с клубникой. Поддержку ей не дали. Решения принимает специальная комиссия, а клубника не является важнейшим направлением, в отличие от мяса, молока и овощей защищенного грунта. Плюс клубника, штука очень высокорисковая, из-за чего и было отказано, — объясняет Андрей Романченко.
По словам чиновника в 2016 году Ирина Коровина подалась уже на два гранта: разведение крупного рогатого скота и выращивание клубники, однако ее поставили перед фактом, что можно выбрать лишь одно направление. В результате разведение КРС было выбрано как более перспективное.
— Если говорить по этому гранту, то да крупный рогатый скот она выращивает на о. Большой Уссурийский, а инцидент с клубникой произошел на другом участке в с. Краснореченском, который к нашему гранту не имеет никакого отношения, — заключил чиновник.
Но для того, чтобы участвовать в гранте необходима земля. Известно, что разведением крупного рогатого скота фермер занимается на о. Большой Уссурийский, здесь же устроена своеобразная зона для агротуризма. ИА AmurMedia осенью прошлого года уже рассказывало о проекте семейной фермы близ Хабаровска. Но отдельного внимания заслуживает история о том, откуда у молодого агрария вообще появился данный участок.
А появился он после сделки купли-продажи с ООО "Регион".
Как объясняет юрист Людмила Елисеева, представляющая интересы ООО "Регион", общество, владея довольно обширной территорией, предоставило его в пользование Ирине Коровиной с тем, чтобы она могла принять участие в гранте и впоследствии рассчитаться за эту землю. Участок, с находящимся на нем имуществом, оценили в 5,5 миллионов рублей. Однако, помощь помощью, но понимая, что у фермера на тот момент просто отсутствовали необходимые средства, руководством ООО было принято решение обезопасить себя. Для этого стороны провели фиктивную сделку: подписали договор купли-продажи, деньги по нему провели через кассу и параллельно подписали соглашение о том, что сделка является мнимой:
— ООО "Регион" предоставило Ирине Коровиной свою землю для того, чтобы она могла получить грант и впоследствии рассчитаться. Для этого было заключено соглашение о том, что сделка является ничтожной: согласно документам она в один день внесла деньги и тут же забрала их из кассы. На руках имеются оба приходно-расходных кассовых ордера, а также соглашение о том, что договор юридической силы не имеет, а сделка является мнимой, — рассказывает Людмила Елисеева.
"В данном соглашении было указано, что договор купли-продажи земельных участков от 22.07.16 не имеет юридической силы, а также указано, что денежные средства фактически в кассу не поступали и обратно не выдавались" (выдержка из решения Хабаровского районного суда от 19 февраля 2018 года по делу № 2-408/218)
По закону после заключения договора и расчета по нему, за Ириной Коровиной было зарегистрировано право собственности на участок. И, как объясняет юрист, спустя какое-то время после этого, начались проблемы — реальный расчет за землю ни в этом году, ни в следующем Коровина так и не произвела. Таким образом, она получили участок, необходимый для участия в гранте фактически бесплатно. Именно поэтому руководство ООО "Регион" в феврале 2018 года подало в суд на фермеров для того, чтобы официально признать сделку мнимой и вернуть землю, за которую так и не было заплачено ни копейки обратно:
— Тогда суд посчитал, что поскольку она (Ирина Коровина,— прим. ред.) действительно начала использовать эту землю, то сделка не является мнимой, — объясняет Людмила Елисеева. — Сейчас мы обратились с исковым заявлением уже о расторжении договора. Потому что выходит такая ситуация: для получения гранта она зарегистрировала на себя землю, не уплатив при этом ни копейки, а ведь без этого она (Ирина Коровина, — прим. ред.) не смогла бы доказать свое право собственности перед министерством и получить грант на разведение крупного рогатого скота. Устная договоренность была в следующем – она рассчитается в течение разумного времени, когда появится такая возможность. Но время шло и стало ясно, что рассчитываться никто не собирается. Когда иск рассматривался, то представителям ее стороны было высказано предложение, лично от меня исходила эта инициатива, заключить мировое соглашение. И не было бы никаких конфликтов, уголовных дел, просто верни деньги, которые должен. А ведь речь идет не только о земельном участке, но и о вагончике и загоне для скота.
— В феврале суд встал на сторону фермеров по ряду причин. С юридической точки зрения для того, чтобы признать сделку ничтожной, необходимо доказать, что у той или иной стороны не было намерения ее реально исполнять. Суд пришел к выводу, что стороны на самом деле воля Коровиной была направлена на получение в собственность этой земли и она осуществляла полномочия собственника с 2016 года. Но хорошо, если у тебя были намерения реально получить участок в собственность, выполнить условия соглашения, это сделка не мнимая, то почему не заплачено ни копейки? — задается вопросом Людмила Елисеева.
"Коровина И.В. фактически содержала земельные участки с 2016 года, они находились под ее контролем. Она осуществляла полномочия собственника в отношении спорных участков перед третьими лицами" — (выдержка из решения Хабаровского районного суда от 19 февраля 2018 года по делу № 2-408/218)
Упоминается в судебных материалах и грант от краевого Минсельхоза, о котором говорит юрист Людмила Елисеева. В частности, речь идет о том, что именно благодаря наличию у Ирины Коровиной данного участка она смогла заявиться на грантовую поддержку от государства.
"Так в материалы дела представлен акт осмотра крестьянского (фермерского) хозяйства от 14 сентября 2017 года, составленный министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, согласно которому Коровина И.В. осуществляет на спорных земельных участках сельскохозяйственное производство... Имея в собственности указанные земельные участки Коровина И.В. обратилась в 2016 году в министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края грант поддержки на развитие семейных животноводческих ферм. Иных земель сельскохозяйственного назначения, где бы Коровина И.В. могла осуществлять животноводческую деятельность, кроме спорных участков, в собственности или пользовании Коровина И.В. не имеет" — (выдержка из решения Хабаровского районного суда от 19 февраля 2018 года по делу № 2-408/218)
Признание договора купли-продажи земельных участков ничтожной сделкой может повлечь признание нецелевым использование гранта и необходимость его возврата в бюджет
— выдержка из решения Хабаровского районного суда от 19 февраля 2018 года по делу № 2-408/218
На основании этого пункта встает вопрос, а не придется ли Ирине Коровиной возвращать в краевой бюджет уже полученный грант в размере порядка 9 миллионов рублей в случае, если сделка по продаже земли все-таки будет расторгнута?
— Сам по себе факт отсутствия оплаты покупной цены по договору не свидетельствует о недействительности сделки, а может являться поводом для взыскания денежных средств или расторжения договора. Собственно, теперь мы и выходим с инициативой именно по расторжению. На февральское решение мы подавали апелляцию в суд более высокой инстанции, но он оставил его без изменений. Дальше оспаривать не стали …. Решение суда вступило в законную силу и свидетельствует о том, что Коровина имела намерение получить эту землю в собственность... но выходит она хотела это сделать не заплатив ни копейки. Сейчас мы обращаемся в суд уже с иском о расторжении договора, а не о признании сделки ничтожной, как ранее, так как понимаем, если бы она хотела заплатить деньги за имущество ООО "Регион", то уже сделала бы это, когда мы вышли с мировым соглашением. Так что мы посчитали дальнейшие действия в этом направлении бессмысленными и просто хотим вернуть обратно нашу землю, — заключила Людмила Елисеева.
Вернемся к клубнике
Как становится понятно из решения суда, земельного участка для участия в гранте у Ирины Коровиной не было, но теперь молодой аграрий занимается уже двумя отраслями: разведением крупного рогатого скота и выращиванием клубники. Причем один из участков находится на о. Большой Уссурийский, а второй в десятке километров оттуда в с. Краснореченское. Именно на этом, втором участке и разыгрались приснопамятные события с подавленной клубникой. Однако объяснить, как он попал в пользование фермером будет довольно сложно.
Начать стоит с того, в этом районе располагается участок, на котором стоит дом четы Коровиных (он в свое время был приобретен у Константина Белинского). Причем участок Коровиных непосредственно прилегает к землям, принадлежащим ООО "ПромДорСтрой". И именно на одном гектаре из земель ООО "ПромДорСтрой" выросло теперь уже печально известное клубничное поле. При этом на каком основании оно там появилось не совсем ясно.
