В яде тропических рыбок нашли аналог героина
Учёные обнаружили, что токсин, которым рыбки Meiacanthus защищаются от хищников, не содержит ядовитых веществ. Вместо того чтобы причинять противнику физический ущерб, он просто доводит их до "обморока". Об этом рассказывается в статье, опубликованной журналом Current Biology.
Николас Кейсуэлл (Nicholas Casewell) из Ливерпульской школы тропической медицины и его коллеги изучили небольших тропических рыбок Meiacanthus из семейства собачковых (Blenniidae). В отличие от большинства других ядовитых животных они оказались вооружены веществом, не имеющим выраженного токсического действия. Вносится оно не уколом, а через зубы, при укусе. Такой способ введения яда распространён среди змей, но крайне редок для рыб. Пара зубов на нижней челюсти Meiacanthus имеет выносящие каналы и соединяется протоками с железами, производящими токсин.
Ядовитые свойства Meiacanthus известны довольно давно, но вот состав и действие их токсина удалось выяснить лишь теперь. В нём обнаружились молекулы, близкие к группе морфиноподобных пептидов-энкефалинов, действующих на те же рецепторы, что морфин и героин. Также были выделены нейропептид Y, снижающий давление крови, и фосфолипаза А2, которая ведёт к разрушению липидов клеточных мембран и развитию воспаления.
Ни серьёзной боли, ни заметного разрушительного действия на организм такой коктейль не оказывает. "Рыба вводит в другую рыбу опиоидные пептиды, способные действовать подобно героину или морфину, подавляя боль, а не вызывая её", — рассказывает профессор Квинслендского университета Брайан Фрай (Bryan Fry), один из авторов работы.
Впрочем, для проявления анальгетического эффекта токсину необходимо попасть в мозг, так что в реальной жизни он вряд ли снимает боль от укуса ядовитой рыбки. Зато, как показали учёные, яд приводит к резкому (на 37 процентов за четыре минуты) падению кровяного давления, заставляя хищника ослабить хватку, замедлить движения и приводя его в полуобморочное состояние.
Правда, оно не успевает дойти до мозга, поэтому не снимает боль, а заставляет хищника ослабить хватку
Учёные сопоставили генетические данные по 11 видам Meiacanthus, обнаружив у этих рыб ещё одну особенность. Дело в том, что у других ядовитых животных сперва появлялась способность синтезировать опасный токсин, и лишь затем развивались средства его доставки в противника, такие как ядовитые зубы. У Meiacanthus всё происходило наоборот: первыми появились увеличенные зубы и только потом некоторые виды приобрели ядовитые железы и стали пользоваться ими как средством доставки токсина.
