Кыштаг, или Еще одна история про ребят и ягнят
Каким бы взрослым себя не ощущал человек, в нем всегда живет тот маленький ребенок, который радуется таким мелочам, как ослепительно белый снег, солнце, под лучами которого резвятся в кошаре ягнята и козлята. Для нас, журналистов, приезд в гости на зимнюю стоянку в разгар окотной кампании, где нас встретило многоголосое стадо овечек, барашков и козлят, которых все радостно тискали, как мягкие игрушки в детском магазине, запомнится надолго.
Для семьи чабанов Ланаа их большое хозяйство – это, прежде всего, каждодневные хлопоты, нелегкая работа чабана: немало труда надо вложить, чтобы их семейное дело процветало.
Козлята и овечки
Супруги Далаана и Демир Ланаа – участники проекта «Кыштаг для молодой семьи». В 2016 году оборудовали свою зимнюю стоянку в местечке Ак-Тей Колдуу в нескольких километрах от села Ак-Эрик Тес-Хемского района.
В далеком 2008 году судьба свела будущих супругов из разных районов в Кызыле, где молодая девушка училась в профессиональном техническом училище №11, а Демир приехал в гости к родственникам. После двух лет активной переписки и нескольких встреч они решили пожениться. Сегодня чета воспитывает двух сыновей: шестилетнего Балдан-Серена и Чойгана, которому исполнилось четыре года. Именно младший мальчик первым начал знакомить гостей с кудрявыми ягнятами, козлятами, подтаскивая каждого из них поближе к журналистам. «Вот эти козлята родились в феврале, и вот эти с ленточками на шее тоже, они близняшки», - рассказывала мама Чойгана, когда тот радостно улыбаясь показывал нам очередного «питомца». Когда-то бабушка с дедушкой подарили 10 коз на день рождения внукам, в этом году в отаре появилось еще 20 молодых козлят.
На сегодняшний день в скотоводческом хозяйстве Ланаа содержатся десять голов крупного рогатого скота, 20 коней. Помимо двухсот голов овец, которых супруги приобрели благодаря губернаторскому проекту, окотная кампания пополнила отару еще на 160 голов МРС.
Сохранность молодняка
Как рассказала представителям СМИ Долаана, ее родители живут неблизко, поэтому навещают редко, а вот мама и папа мужа – потомственные чабаны, живут на этой же стоянке и помогают чете Ланаа в ведении хозяйства. В период окота в работу включаются братья и сестры супруга, одним словом, справляются своими силами.
Остальные шестеро прошлогодних участников проекта, со слов начальник Управления сельского хозяйства и природопользования администрации Тес-Хемского района Сайдаша Арапчына, во время окота привлекают сторонних сакманщиков – односельчан. Ведь овцематки могут начинать рожать практически одновременно, да еще в открытом поле, в том числе, и в ночное время. Тут все время начеку надо быть. Поэтому рядом со стельными животными должны находиться чабаны, которые обеспечат сохранность молодняка.
К слову, в хозяйстве Ланаа самый большой приплод среди участников проекта в этом районе, так как в каждом из хозяйств селекция МРС проходит по-своему, одни чабаны ставят на случку баранов производителей позже, к примеру, в ноябре, другие раньше - в октябре, как супруги Ланаа, а через полгода в отаре появляется молодняк.
В нынешнем году, как и в 2017-ом, в Тес-Хемском кожууне для участия в проекте на сходах односельчан были отобраны семеро претендентов, все они уже зарегистрированы в качестве глав крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящий момент все участники совместно с поставщиками древесины оформляют договоры на выделение участков для заготовки древесины, предназначенной для строительства жилых домов и кошар.
Какова хозяйка, такова и печь
Долаане и Демиру построить дом, гараж, загоны для скотины помогли родственники, часть надворных построек уже имелась, новую стоянку чета Ланаа обосновала на месте некогда действующей старой. «У нас и баня есть», - похвалилась хозяйка, правда, заметила, что воду, как закончится зима, а с нею и снег, приходится возить из села Ак-Эрик. А позже семья переезжает уже на летнюю стоянку, которая находится в 20 км от кыштага, возле соленого озера Шара-Нур.
Когда гости зашли в дом, все сразу отметили беленую печку, можно сказать, дизайнерской модели – узкая и длинная, выполняющая роль обогревателя и ширмы и разделяющая комнату и кухню. «Какая хозяйка красавица, такая и печка в доме, так в народе говорят», - отметил кто-то из гостей. Кстати, в качестве топлива на стоянке используют овечьи «лепешки», со слов Демира и Долааны, это гораздо лучше угля и экологичнее, да тепло дольше держится, вот только золы очень много.
Как рассказал журналистам начальник сельхозуправления района Сайдаш Арапчын, в советское время в районе было несколько совхозов, в том числе филиал совхоза Тес-Хемский МУП «Танды-Сыны» – миллионник, где разводили ангорских коз, овец, коров, лошадей. И даже в послеперестроечные годы двум совхозам, переименованным в ГУПы и МУПы, удалось остаться на плаву. «Тувинцы испокон веков занимались скотоводством, губернаторский проект дал еще одну возможность продолжить дело наших отцов и прадедов», - резюмировал Сайдаш Маадырович.
Что правда, то правда. К примеру, тот же брат Демира - Кур-Дагба Ланаа держит свою стоянку, на которой более ста голов скота. К тому же он знатный умелец по изготовлению арканов, уздечек и прочего конного снаряжения. А скакуны семейства Ланаа неоднократно становились призёрами республиканских конных скачек. Уж если говорить о преемственности поколений, то весь клан Ланаа – прямое тому доказательство.
Н.
