Киев боится остаться у пустой трубы
К управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) необходимо срочно привлечь иностранного партнера — для того, чтобы вообще сохранить транзит газа после 2019 года. Об этом заявил председатель правления национального нефтегазового холдинга «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
«Мы фактически хотим поделиться частью своего бизнеса, чтобы они помогли нам гарантировать, что после 2019 года транзит через территорию Украины останется», — сказал Коболев.
Привлечение иностранного партнера, по словам главы «Нафтогаза», выбьет из рук россиян козырь о невозможности нормально осуществлять транзит через территорию Украины.
В Киеве — прежде всего из уст Коболева — в последние месяцы все чаще звучат опасения, что украинская ГТС после 2019 года, когда закончится действие десятилетнего контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» на поставку и транзит газа, может остаться пустой. Ранее такие угрозы россиян, в том числе и со стороны Владимира Путина, на Украине всерьез не воспринимали и считали методом шантажа.
По словам Андрея Коболева, интерес к проекту по управлению ГТС пока проявили только три компании. Станет ли их больше — вопрос, учитывая, что большинство ведущих европейских энергетических компаний находятся в тесных партнерских отношениях с «Газпромом».
Возможным камнем преткновения при привлечении иностранного партнера является оценка стоимости ГТС. В прошлом месяце Андрей Коболев заявил об оценке, близкой к 30 млрд долларов США. При этом он сразу выразил сомнение, что «рациональный покупатель», учитывая риски запуска обходных газопроводов, готов согласиться с такой суммой. Цифра в 30 млрд долларов близка к оценке ГТС в 2013 году компанией Baker Tilly, когда правительство Николая Азарова в Киеве рассматривало возможность создания консорциума по управлению ГТС с «Газпромом». Тогда в СМИ называлась сумма от 26 до 29 млрд долларов, из которой якобы исходили на переговорах с россиянами.
Такая оценка во многом отражает давнее отношение в Киеве к ГТС как к «национальному достоянию», которое не должно попасть в руки иностранцев. Впрочем, при привлечении иностранного партнера важной будет рыночная стоимость ГТС, которая зависит от того, сколько денег система будет приносить владельцам, то есть объемов прокачки газа, тарифов и себестоимости. В последнее время доходы «Нафтогаза» от транспортировки газа составляли около 2 млрд долларов США в год.
