Главные новости Северодвинска
Северодвинск
Февраль
2020

Что мы носили и что слушали,

или Век неосновательности и скоротечности

Казалось бы, не так уж давно — 60 лет назад, на протяжении одной жизни, а всё было другим. Совсем другим. И настоящим, и каким-то отсталым. Традиционным. Таким, что существовало на протяжении иногда веков.

Блестящие чёрные калоши

Например, во что обувались? Помню, женщины носили ботики. Чёрные, резиновые, с тканевой подкладкой. Ботики были даже для обуви на высоком каблуке. Они надевались сверху и застегивались на пару кнопок. Если на улице осенняя грязь, то, собираясь в театр, вы надеваете туфли на каблуке и суёте ногу в ботик. В театре их снимаете. На ногах это выглядит несколько громоздко, но зато надёжно и сухо.
Дети постоянно ходили в ботиках в слякоть — надевали их на шерстяной носок или на ботинок. Ботики имели особую застёжку типа крючка. Эти застёжки, когда они сцепились между собой, стоили мне пожизненного шрама на лбу. Но лет в десять у меня уже были ботики на кнопке.
Мужчины в непогоду носили резиновые калоши — их надевали на кожаную обувь. Помню, как меня насмешило выражение «сапоги с калошами»: зачем на сапоги, которые и так рассчитаны на грязную дорогу, надевать ещё калоши? А именно так и ходили, но до меня, я этого уже не видела.
Мой отец носил хромовые сапоги, но никогда не надевал сверху калош. Но калоши у нас были, хорошо помню, — большие, с малиновой байкой внутри. Отец надевал их иногда на ботинки, которые, видно, без того протекали.
А калоши были толстые, блестящие, чёрные. Приходили, снимали их — и ты уже в сухой чистой обуви.
В деревнях бабушки носили калоши как самую удачную летнюю обувь, прямо на носок.
Дети бегали в калошах на валенках, но только в раннем детстве. Вообще обувь тогда была, может, не столь изящной, но всегда кожаной. Или иногда парусиновой. Не помню, чтобы кто-то из моей родни носил парусиновые туфли или тапочки. Они считались спортивными, и их надевали, как правило, на физкультурные занятия.
Ходили только в коже. Летом — в туфельках, босоножках, полуботинках и сандалиях, зимой — в ботинках, румынках, бурках (из сукна), сапогах (мужчины). Валенки зимой в городе надевали только деревенские, старые и маленькие, иногда женщины.
Многие ходили на работу в кирзовых сапогах, чего никогда не припомню на отце — не было у него кирзачей. Он был офицером, а их носили солдаты и работяги (обувь всё-таки служила маркером). Он ходил или в хромовых сапогах (на работу), или в броднях (на рыбалку, в лес). Остальное время — ботинки и полуботинки. В то время, слава богу, не было ещё синтетических материалов, в основном всё натуральное, серьёзное.

Платок, косынка и шапокляк

На голове — вот мы не были мусульманами, но все женщины Советского Союза, в том числе и в Северодвинске, носили платки. Промышленность в этом виновата, что не выпускала ничего другого, или такова уж была традиция, но…
Носили платки — штапельные, ситцевые, шёлковые, шерстяные, пуховые, или — летом — косынки, повязывая их концами назад, как раньше девушки повязку: узел — под волосами. Косынки — сзади, платки — спереди, под подбородком. Деревенские жёнки повязывали тяжёлые шерстяные и пуховые платки обязательно вокруг шеи, концами назад, заправляя их потом в скрутку. Иногда прикрывали ими нижнюю часть лица (воспоминание о чадре?).
Я сама ещё в 16 лет носила платок как головной убор, износила их (капроновых уже) немало. А в 14 это был особый шик. На голову надевалась какая-нибудь шапка, окутывалась платком, который повязывался особым способом, сзади выпускался «лепесток». Курточка, юбочка, белые чулки (выбеленные хлоркой) и резиновые сапожки до верха икры, а на голове такой тюрбан — вот видок-то был! Зато модно (в Северодвинске). Как раз перед тем, как в моду брюки клёш вошли. Но это отдельная история.
Конечно, интеллигенция носила и беретики, но это была редкость. Некоторые женщины ходили в шляпах и шляпках (помню у моей матери в шкафу одну очень изящную, бархатную,
с вуалью) — это очень было в ходу в
50-х. Уже в 60-х мать как-то купила новую шляпу к новому пальто, чтобы «прилично» выглядеть (молодость, видно, решила вспомнить). Кончилось всё это печально — отец сделал так, что «котелок» стал похож на «шапокляк». Он, наверное, не узнавал мать в шляпе. Да и то — уж очень она какой-то официальный, картинный вид в ней приобретала.
Ближе годам к 50 мать, происхождением из деревни, уже полностью перешла на платок. Без головного убора женщине в деревне ходить было неприлично. Летом она носила лёгкие платки, повязывая их как косынку, а зимой, уже после 60, — шерстяной, повязывая его под подбородком, как старушка. Нам она казалась естественной именно в таком виде. Всё-таки шапка, даже зимняя, считалась парадным, нарядным головным убором и больше подходила молодым. Да и взять-то их было негде.
Но в 70—80-е женщины попроще стали носить уже вязаные шапочки. Не отставала и молодёжь. Чтобы носить модную вязаную шапочку, я даже научилась вязать. Тогда же (скорее всего, после Олимпиады) вошли в моду и цветные шапочки для мужчин — «петушки», «менингитки» и прочие.

Страдания по норке

Мужчины зимой и летом были «одним цветом». Летом носили кепки из костюмной и пальтовой ткани (в 50-х нередко ещё попадались расшитые тюбетейки, особенно на мальчиках, это была самая лёгкая форма головного убора; вязаные шапочки тогда надевали только спортсмены) и лёгкие фетровые шляпы с довольно-таки широкими полями (в основном большие начальники и интеллигенты, но и простой народ не брезговал).
А зимой — шапку-ушанку, уши которой обычно завязывались на макушке. Она могла быть из любого короткого меха: кролика, мерлушки, мутона, каракуля. Бобра мы тут не видели, но ондатра считалась «богатой». Были ещё шапки-пирожки, как у Леонида Ильича Брежнева. Из-за одной такой мой двоюродный брат «присел» на два года в тюрьму.
Модную шапку из натурального меха мог купить не каждый, их частенько в те времена «снимали» у прохожих на улице, отбивали в драке. Более поздние — из лисы, песца, енота, норки, куницы — считались уже придурью, выпендрёжем. Но какое-то время
(в перестройку) были в моде шапки
(и шубы) из нутрии — очень нестойкого меха.
Во всяком случае, по мехам-то мы в это время были подкованы капитально. Женщины носили зимние шапки
(в основном уже в 70-е, когда бюджет позволял) из каракуля, норки и песца, чернобурки — всех длинношёрстных пород. Это был «женский» мех.
Помню, сначала голубой мечтой каждой было прикупить норковую шапку, потом — норковую шубку, но и на мутоновую-то можно было полжизни работать, да их и в продаже было днём с огнём не сыскать. Стоила она по тем временам, если не изменяет память, тысячи полторы — четыре (стоимость кооперативной однокомнатной квартиры), а норковая — 11 тысяч рублей, как автомобиль «Волга», самый дорогой в Советском Союзе. На такую шубку можно было только посмотреть, но их к нам даже не завозили — кто купит-то?
Позже пришло понимание, что кожаные плащи, дорогие шубы — это всё мало того что дорого, ещё и непрактично. Кожа — тяжёлая, мех очень быстро вытирается. Ведь в изделиях наших «советских мастеров» обязательно найдётся пара шкурок лежалых, «лысых», которые тут же полезут, и вещь — на свалку! А кожаные плащи, которые к тому же и не дышат, под силу носить только гигантам. Наденешь разве что пару раз в пять лет. Всё это понимаешь, когда уже выложил денежки, потратился и повесил вещь на вечный прикол в гардероб. А ведь как мечтали-то об этом, как хотелось-то!.. Но ведь русскому человеку как: пусть в шкафу висит, в сундуке парится, в гараже стоит, в земле зарыто, но чтоб БЫЛО!

Китайцы помогли с одеждой

Верхняя демисезонная одежда, наша и родителей, вся была из драпа и сукна. Тут уж надо смотреть, грубой была ткань или тонкой, более изящной. От этого менялся и фасон.
В то время (в 60-е) мы дружили с Китаем, и китайцы нам сильно помогли разнообразить одежду, поставляя стильные мужские и женские плащи, которые сшиты были изумительно и из прекрасных тканей (эти долговечные ткани потом служили уже нашему поколению в виде перешитых костюмов, юбок, сарафанов). Советской промышленности такое качество и не снилось. Ведь у нас всё было так, ширпотреб. Женщины помнят, наверное, как их мамы охотились за панталонами китайской фирмы «Дружба» — тёплыми,
с начёсом. Такими же качественными были и мужское китайское бельё, вязаные джемпера, китайские кеды («Два мяча»), полотенца, скатерти, покрывала. Красивые, изящные и сделанные на века. Такая вещь всегда была отличным подарком к любому событию.
Из последних китайских поставок в Советский Союз, наверное, все помнят китайскую тушёнку «Великая стена» — жаль, что она быстро кончилась (как и страна).
Но всё натуральное кануло в Лету, забылись ткани — ситец, майя, поплин, сатин, фланель, штапель, диагональ, лён, бархат, тафта, шёлк, парча, байка, шотландка, вельвет, бостон, шерсть, твид, джерси, сукно. Остались только трикотаж непонятно какого свойства, бязь и… синтетика, синтетика, синтетика. Теперь зимой и летом мы носим вещи не классических фасонов и из классических тканей, а из тех, в которых раньше только спать ложились. Конечно, они тянутся во все стороны, дают определённый комфорт, но у изделий из них уже нет формы, пропал фасон, всё единообразно, безразлично, как в постели под одеялом. Всё унифицируется, упрощается донельзя.

Управляемая музыка

Хочется ещё вспомнить о том, какую музыку мы слушали и как.
Первой домашней управляемой музыкой был, конечно, патефон (на снимке справа). У нас он был красивый, синий — фанерный, обтянутый коленкором ящик, в котором установлен механизм запуска пластинки, никелированная трубка с мощным держателем и мембраной на конце и такой же иглой — короткой, толстой, но острой. Иглу снимали с пластинки, рукой отвернув в сторону трубку. Но, ставя её, можно было нечаянно уронить головку и разбить пластинку напрочь. Они были не пластмассовые и хрупкие.
Заводился патефон «кривой ручкой», наподобие стартёра у грузовика. Завода могло не хватить, и музыка неожиданно прерывалась. Гости поочерёдно крутили ручку, если танцевать хотелось. Патефон был абсолютно механическим устройством, но зато автономным — его можно было брать с собой на природу (ящик был переносной). Ведь транзисторов, плееров и всего прочего тогда ещё не было!
Когда в семьях стали появляться радиолы с проигрывающим устройством для пластинок, от патефонов стали избавляться. Так у нас в деревне у бабушки, где электричество так и не появилось, он вдруг образовался. Мы, внуки, были молодые, глупые и, ставя очередную пластинку на патефон
(а привезли их очень много — пару коробок), потешались над исполнением, например, песенки: «Удивительный вопрос: почему я водовоз?..» А потом сдуру метали пластинки с площадки дома и смотрели, как далеко они улетят. Перекокали все, не обращая внимания на красивые этикетки, где золотом были выписаны имена исполнителей. Ведь дома уже у всех стояли радиолы, и мы могли слушать песни Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева и Эдуарда Хиля в любое время. Гоняли их до умопомрачения — до десятка раз за короткий период. Слушали вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары», даже «Битлз». Вау!
Потом моему двоюродному брату купили магнитофон. Это было что-то! Ведь ни радиол, ни телевизоров, ни тем более магнитофонов раньше никто не видал —их просто не было! На магнитофон можно было записать свой голос! И мы тут же записали разговор или, быть может, сказку нашей бабушки. Она потом слушала и смеялась. Откуда нам было знать, что скоро ни бабушки, ни этих самых магнитофонов уже не будет?!
Плёнки их были непрочными, часто рвались, потому что музыку гоняли все бесконечно, торопливо, без ума — на банкетах, свадьбах, днях рождения. Однажды мы с подружкой — Ритой Жолобовой — записали целую плёнку своих песен. Я играла на гитаре, мы спели весь свой репертуар, думали: на века! Через какое-то время плёнка пропала. Оказывается, к родителям пришли гости, и они гоняли нашу плёнку, как могли и умели, а они НЕ умели. Порвали её всю вдребезги и выбросили. Памяти не осталось.

Только «здесь и сейчас»

Не осталось голоса бабушки. Не осталось магнитофонов — громоздких, тяжеленных. Они сделали своё дело и ушли. У меня такой всё ещё сохранился — весь раздолбанный, но не мной
(я его часто давала попользоваться на дискотеки!). И плёнки есть (ведь были среди них ещё и с лавсаном). Но — не стало интереса к музыке! Тем более к «похабным» песням Высоцкого и прочих бардов, которые и принесла с собой магнитофонная культура. Да и зачем, раз так всё доступно и идёт полная профанация всего? Пришло понимание, что музыка — это шум, раздражитель, причём непереносимый (все эти хард-роки и хэви-металлы).
Поэтому уже узкоплёночные кассетники меня не интересовали совсем. Хотя был, был у меня такой магнитофон! Даже «Филипс»! А вот из памяти — вон. (Благо их-то век был ещё короче). Теперь у меня, например, нет никаких новейших проигрывающих устройств — а зачем? Кто-нибудь помнит сейчас, что такое пейджер? Что такое дискета? А ведь и 15 лет ещё не прошло. И это всё — пройдёт.
А память… Она нужна только самому человеку, пока он жив. Он думает, кто-то вспомнит, кому-то нужны будут его фотографии, пластинки, записи? Не-а. Никому будут не нужны. Как хлам пойдут на помойку. Знала я двух собирателей — граммофонных (!) и виниловых пластинок. Они думали, это вечное — музыка. А это хлам: пластинки, которые потомки — или с площадки, или ими гараж обклеят.
Всё больше в нашей жизни неосновательности, скоротечности. Пластинки — это уже не ноты, не рояль. Магнитные плёнки — это уже не пластинки даже. Электронные записи — это просто ветер, фу-фу. Всё. Памяти сейчас нет. И не будет уже никогда. С электронно-техническим прогрессом, в обществе потребителей, человек стал как трава: отшумел — и всё, перегной.
Помню, как мы были молодыми, глупыми. Разве нас интересовала жизнь бабушек, дедушек? Нам было достаточно, что они есть. Мы только потребляли — их ласку, заботу. Ладно, если сами что-то расскажут о жизни бывалошной. Потом, когда их не стало, начали локти кусать: где же мы были — ничем не интересовались? Начали тёток расспрашивать о жизни бабушек, дедушек. Тётки умерли — тогда спохватились: а что же мы про них-то самих у них же и не интересовались?! У матерей своих, отцов?
Поздно. Опять опоздали. Теперь это уже никому не нужно — ни детям, ни внукам. Они ничего и не знают, и ничем не интересуются. Да и им бы свой поток пустячной информации переварить — тьму книжек, мультиков, компьютерных игр, музыки. А ведь это всё, как говаривал дед мой Фёдор, сор. Сор — потому что суета сует, а потом захочется вдруг человеку спросить, откуда он, а не у кого. Перекати-поле. Вот и всё.

1379_d1103 1383_d1103 1380_d1103 1389_d1103 1443_d1103 1444_d1103

Фото из архива автора
и Татьяны Воротынцевой






Загрузка...


Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский
Архангельская область

Александр Цыбульский поздравил спасателей региона с Днем пожарной охраны России


Спорт в Архангельской области
Архангельская область

Архангельские спортсмены успешно выступили на всероссийских соревнованиях по кикбоксингу


Загрузка...

Все новости спорта сегодня


Новости тенниса
Ролан Гаррос

Увидит ли Париж Мирру из России? Андреева дает жару в Мадриде и включается в олимпийскую гонку


Загрузка...


123ru.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.


Загрузка...

Загрузка...

Экология в Архангельской области
Архангельская область

Первый экосубботник Всероссийской акции «Зеленая весна-2024» пройдет 3 мая





Путин в Архангельской области
Москва

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области: Бизнес ожидает укрепление, рост и предсказуемые условия


Лукашенко в Беларуси и мире
Минск

В Минске одобрен проект соглашения о системе таможенного транзита ЕАЭС




123ru.netмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Smi24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.





Зеленский в Украине и мире

Навальный в Архангельской области


Здоровье в Архангельской области


Частные объявления в Северодвинске, в Архангельской области и в России






Загрузка...

Загрузка...



Pink Floyd

В Лондоне откроют инсталляцию, посвященную реакции мозга на музыку Pink Floyd



Северодвинск

В Поморье продолжается модернизация учреждений культуры по нацпроекту

Друзья 123ru.net


Информационные партнёры 123ru.net



Спонсоры 123ru.net