Мы в Telegram
Август
2020

По небесным грядкам - 19

День начался отлично. Едва занималась заря и вдали послышались привычные звуки колокольчиков. Ко мне спешили коровы - вдруг на меловом лугу уже что-то подросло. Я привычно открыл один глаз, проследил, чтобы животные прошли мимо, не наступив на меня, и снова его закрыл. Все равно мне еще нужно затариться продуктами - а в шесть утра еще ничего не работает.

Повалявшись еще часик в сладкой дреме, я не спеша встал, потянулся во все стороны, собрал вещички и сел втыкать в карту. Красота Зеленогорья, лежащего в оправе из гор, имела и обратную сторону: выбраться отсюда не так-то легко. Слева скалы, справа скалы, впереди водопад. Но в целом маршрут ясен: найти туристическую тропу, оттуда до родника Котла, с него до родника Вересь-Чокрак, а потом по перевалам. На моем пути их сегодня будет целых три и я их все увижу!

"Тебя люблю я, но все же, дорога манит меня", - напивая себе под нос, я направился к магазину, где вчера так хорошо напился чаю.

Увы, пирожки там только начали делать, но тушенка и халва, к счастью, уже были готовы. Их я и накупил, а пирожков с фруктовой и мясной начинкой набрал на маленьком базарчике. В "777" заходить не стал - после такой измены мне было очень стыдно.

Все, в путь. Вперед, к новым нехоженным дорогам, от которых я не могу удержаться. Каждая как бы говорит: "пойди по мне".

Теперь Зеленогорье пошло разматываться в обратную сторону. Озеро, стоянка, магазин, дома, дорога, по которой я так давно сюда пришел.

Линия электропередачи, кладбище. Вот тут должна начинаться моя тропа.

Но...

Нельзя сказать, что тропы там не было, но сложно было и сказать, что она там была.

В широченном ущелье поперек уходило нечто, что можно было при желании принять за путь наверх. Вроде даже натоптанный. Только почему-то исчезнувший метров через пятьдесят.

Видели, как едят кошки, если им на землю насыпать сухого корма и он разлетится во все стороны? То, что под носом, они съедают, остальное чуят по запаху, но толком не видят, и поэтому начинают тыкаться в разные стороны. Нюх-нюх там, нюх-нюх рядом.

Вот примерно так и я: чуял, что дорога где-тор рядом и стал тыкаться в разные стороны. Я уже залез немного на гору, чтобы видеть какую-никакую перспективу, но увы - не с той стороны. А там, куда надо идти, только неровная покатая возвышенность.

Я перелез на другую сторону оврага (заметка перфекциониста: ну это же не овраг, это просто выемка в склоне, хотя на картах такие штуки обычно оврагами и называются), обнаружил там что-то типа тропки, или хотя бы просто свободного пространства, прошел еще метров пятьдесят.

"И очутился в сумрачном лесу".

Ну лес - это сильно сказано. Это были просто заросли из кустов и разных низкорослых деревьев. Тропинка немного попетляла по нему, становясь все бледнее и бледнее, и... полностью растворилась.

Мне всегда было интересно, кто вообще протаптывает подобные тропы в горах. Или сам шайтан, или какие-то местные жители из самых мрачных мизантропов. Представляю, как они злобно при этом кривятся: что, съели? Думали куда-нибудь придти? Как бы не так. Тут теперь и останетесь, потому что дорогу назад уже тоже не найти.

Тропинок теперь было много. И налево, и направо, и в обход дерева, и назад - но все не настоящие. Просто свободное пространство, прогалины между деревьями.

Направление угадать было несложно - вверх, но на этом все. Иди, куда хочешь. И я пошел.

Поворот влево, поворот вправо, обойти куст, вот там вроде какой-то просвет, а вот тут чуть пореже ветки...

И уже через пять минут я оказался посреди чертовых колючих зарослей. У меня была еще надежда, что где-то тут можно найти какую-то дорогу, но увы, совершенно ложной оказалась эта надежда.

В конце концов я побрел напрямик, ломясь прямо через деревья и жалея, что у меня нет с собой мачете.

На каждом шагу меня драли колючки, немилосердно впиваясь во все части организма. Ладно, шиповник, ладно, боярышник, но яблоня? И ты туда же! Ты же культурное растение, как ты могло тут так одичать, совсем недалеко от жилья, что из тебя стали торчать во все стороны короткие острые палки?

Я ломился как дикий лось, с трудом успевая отодвигать от себя ветки, которые тут же хлестали меня по спине: а не ходи в наш садик, не ходи! Не знаю, сколько времени прошло. Субъективно, так часа два не меньше, но в конце концов джунгли стали редеть, деревья отступать друг от друга и я, наконец, вывалился на чистое пространство.

Кожа, разодранная в сотне мест, жгла и болела, а один вид новой пенки приводил в ужас: как будто ее драла целый день стая диких котов-кариматоненавистников.

И дальше что?

Проклятых яблонь тут нет, травянистый склон, на котором в живописном порядке разложены камни. И все.

Куда идти - непонятно.

Снова полез вверх и вбок - гора шла как-то так. Уклон приличный, идти тяжело. Брел еще неизвестно сколько, пока не обнаружил тропу.

Явно не ту, которая нужна. Но все-таки тропу, по которой хотя бы можно идти, а не продираться.

"Дороги трудны, но хуже без дорог..."

Не день, а какой-то вечер поэзии.

Тропа пошла вниз, что было не хорошо. Терять высоту - значит, потом с трудом и одышкой набирать ее снова.

Но деваться некуда.

По крайней мере, эта дорожка шла по естественному рельефу, огибая какой-то выступ размером с чудовищного бегемота. За ним оказался огромный "овраг", но правильнее это называется лощиной. Такая полукилометровая выемка в скате, которую надо обходить, потому что канатную дорогу там еще не построили.

Снова вверх. Боже, боже, Лида, Лида. Не так я представлял себе сегодняшний маршрут. Сердце бьется, язык болтается в районе подбородка, пот заливает глаза. Впереди маячит какое-то деревце - совсем близко вроде бы, но идешь ты до того медленно, что оказываешься возле него только через час.

Но это хотя бы дорога, а дорога куда-нибудь выведет.

После нескольких субъективных часов мазохизма я все-таки вылез на что-то более приличное. Ровная площадка, в географии называемая уступом, через приветливый зеленый луг идет широкая дорога, ей-богу та, на которую я должен был попасть с самого начала. Гора уходит вправо, там какие-то разрозненные сосенки, над ними короны из острых скал. Не то г. Куроча, не то ск. Свидание.

Куроча-Раскуроча. Или Куряча. Какое-то сельское название. А это еще - Свидание. Местные парни назначали на этой скале свидания милым поселянкам? Как романтично.

Но моя дорога пошла в другую сторону. Я протер залитые потом глаза и жизнь снова засияла яркими красками, в основном желто-зелеными, под цвет травы, которая росла на обочинах, куда падал взгляд. Между зелеными стеблями даже были какие-то цветочки.

"А запах..."

Нигде больше так не пахнет, в Крыму. В моем городе обычно воняет канализацией или вообще падалью. В других больших городах пахнет пылью и асфальтом, и больше ничем. В Стамбуле ароматы очень приятные, тонкие, как духи.

Но только в крымских горах пахнет травами одуряюще. С непривычки даже может закружиться голова.

В борьбе с колючими кустами времени прошло уже немало, поэтому я достал пирожки, жевал на ходу и наслаждался. Шлось хорошо, быстро, путь сам ложился под ноги.

И только одно меня смущало, причем все больше и больше. Как-то море, которое до этого было далеко на горизонте, стало стремительно приближаться.

Навигатор нашел спутники, я долго вымерял по карте и... @#$%@&!

Разумеется, я шел не туда. И, разумеется, я шел вниз, потому-то и было так легко.

А вот назад та же дорога оказалась далеко не такой приятное. Вниз я слетел за пятнадцать минут, а вверх потом полз не меньше получаса, пока не оказался на все том же лужке, с сосенками вдали. Оказывается, туда-то мне и было надо.

Вверх, в сосновую посадку. Дорога ушла куда-то в сторону, но я зашагал напрямую через перелески, лавируя между соснами, и вышел на официальную тропу. Тоже между соснами.

Это уже был настоящий лес, искусственный конечно, но от этого не менее красивый. Идиллические иголочки, шуршащие под ногами, запах разогретой хвои, приятная тень. И дорога сначала ровная, а потом все вниз, вниз, вниз.

Люблю сосну, еще с детства. Только услышу ее запах и сразу вспоминаю морской город, тихий и уютный, в котором я бывал каждый август. Пруст нюхал пирожки, чтобы начать вспоминать, а мне достаточно самшита или сосны.

В этом лесу было так классно, что хотелось устроить там стоянку и больше никуда не идти. Поставить палатку, валяться на мягких сухих иголках, предварительно убрав из-под спины шишки, и думать о чем-нибудь абстрактном.

Но увы...

Воды нет, еды только на два дня. Легкоходство имеет и свои недостатки.

Теперь дорога шла четко вниз, вниз, вниз, с горы. Я снова терял с таким трудом набранную высоту, но по крайней мере эта была правильная потеря. Дорога всячески петляла и извивалась, особенно под конец, будто тоже не хотела расставаться с горой, все мостилась на ней узлами.

Сосны кончились, остались обычные деревья, в которых я не разбираюсь, потом кусты и наконец я почти что съехал на проселочную дорогу. Мимо меня, фыркая, проползло дорогое авто. Я знаю, откуда они ехали. Тут недалеко есть еще одни водопады, называются Ускутскими. Утром у меня была мысль туда заглянуть, но после приключений в колючих кустах это желание показалось мне наивным и излишним. Я прошел только четверь пути, а солнце уже поднялось весьма высоко.

Пара-тройка сотен метров по трассе и я оказался на каменных ступеньках, ведущих к роднику. Там уже торчали водители грузовичка, с парой баклажек, но родник Котла оказался очень полноводным, и они быстро убрались.

Родник был очень цивилизованным, каптированный, трубы вделаны в бетон. Но вода была вполне родниковой - холодной и ядреной. А для услаждения зрения рядом стояла доска со стихами, которые просто врезались в душу.

Даже не знаю, какая версия лучше для громкого декламирования вслух - русская или татарская.

Источники фото:

Губернаторы России

Сергей Собянин. Главное за день

Спорт в России и мире

«Спартак» набрал больше всех очков в играх с командами из верхней половины таблицы РПЛ

Все новости спорта сегодня

Новости тенниса
ATP

Россиянин Сафиуллин потерял четыре места в рейтинге ATP

Загрузка...

123ru.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Экология в России и мире
Москва

Москвичам назвали пять мест, где можно полюбоваться цветущей сакурой

Путин в России и мире

Транспортный коридор «Север-Юг» станет катализатором социального и экономического развития стран Евразии и глобального Юга

Лукашенко в Беларуси и мире
Минск

Лукашенко: на территории Польши и Прибалтики готовят атаки на восток

123ru.netмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Ru24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Зеленский в Украине и мире
Киев

Захарова: встречи по продвижению "формулы Зеленского" дают Киеву чувство вседозволенности

Навальный в России и мире

Здоровье в России и мире

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Тимати

Певец Стас Пьеха рассказал о постановочной драке с Тимати, за которую его хотели избить