ВШЭ хочет запретить делать публичные заявления от лица вуза и прекратить поддержку студенческих изданий
Администрация Вышки объясняет запрет заботой о репутации. Студенты недовольны и организовали открытое обсуждение новшества
Новые волнения в Высшей школе экономики — студенты выступают против поправок в правила внутреннего распорядка. В частности, против запрета делать публичные заявления от лица вуза, например подписывать открытые письма. В администрации ВШЭ говорят, что поправки неизбежны, иначе позиция одного студента или преподавателя воспринимается как мнение всего вуза.
В Высшей школе экономики в Москве и трех филиалах учатся 45 тысяч студентов, работают 7 тысяч сотрудников. Новости 17 января всколыхнули студенческое сообщество.
Администрация поясняет: вуз вынужден заботиться о репутации. Если учащийся высказывает свою, например, политическую позицию, подписываясь как студент ВШЭ, он распространяет собственное мнение на весь коллектив. А вуз давно заявил о том, что «он вне политики».
Также администрация хочет прекратить поддержку всех студенческих изданий. В вузе их больше 20, причем многие из них — так называемые лайфстайл-медиа, которые не пишут про политику и не критикуют руководство ВШЭ. Вот что на это говорит проректор вуза Валерия Касамара.
— Предлагаем не считать студенческие СМИ студенческими организациями, дабы у них была полная свобода в проведении своей редакционной политики. И поскольку университет никогда не вторгался в их деятельность, здесь вопрос только об ответственности. Ребята могут продолжать вести свои медиа, но при этом не называться студенческим СМИ Высшей школы экономики, потому что сейчас их повестка выходит далеко за тематику ВШЭ. Они тоже могут высказывать различные позиции, с которыми мы как университет не согласны. Мы им предлагаем свободное плавание.
— После летних событий с делом и поддержкой Егора Жукова вы тоже выступали как проректор ВШЭ. Я правильно понимаю, что все-таки даже с этими новыми поправками, если какая-то исключительная ситуация?
— Здесь у ВШЭ в отношении поддержки своих студентов и сотрудников позиция никак не меняется. Когда я как проректор ВШЭ защищала Егора Жукова, я защищала его как студента, а не его политические взгляды. Поэтому здесь ничего не поменялось. Мы как декларировали и делали, так и продолжаем жить в том же русле.
СМИ ВШЭ действительно давно вышли за рамки повестки. Например, прошлым летом они активно освещали протесты в Москве. Студенческие журналы, в частности DOXA и The Vyshka, много писали про дело студента Егора Жукова. Позже стали поддерживать и других фигурантов дела о летних протестах. Их представители выходили на одиночные пикеты, пытались согласовать массовую акцию.
При этом все студенческие СМИ вуза получали от него базовое финансирование. У них была возможность бронировать аудитории для своих мероприятий. Учащиеся даже получали повышенную стипендию за работу в студенческом медиа, рассказывает шеф-редактор The Vyshka Екатерина Понамарева. Она, кстати, говорит про неоднократное вмешательство руководства вуза в деятельность их редакции.
Екатерина Понамарева шеф-редактор The Vyshka «Были какие-то случаи, например, с нами, когда нас администрация Вышки могла вызвать к себе буквально как на ковер и сказать, что им не нравится тот материал, который мы опубликовали. Естественно, до каких-то конкретных санкций это не доходило, но тем не менее. Создается впечатление, что просто появится больше поводов для того, чтобы выносить, например, дисциплинарные взыскания. А конкретной какой-то пользы для университета я, по крайней мере, в этом не вижу. Скорее университет, который заботится о собственной репутации, в данном случае, как он это подает, скорее это какой-то дополнительный, на мой взгляд, личный урон этой самой репутации».
Впрочем, есть и студенты, кого волнения в вузе не коснулись. В частности, я сама учусь на одной из программ магистратуры Высшей школы экономики, и в чате моей группы поправки в правила внутреннего распорядка не обсуждают. Каких-либо писем от преподавателей на этот счет моя группа тоже не получала.
Тем не менее 17 января вечером в самом большом здании ВШЭ, на Покровке, несколько сотен студентов организовали открытое обсуждение под названием #ВШЭПРОТИВЦЕНЗУРЫ. Учащиеся проявляют недовольство политикой вуза, который раньше называли одним из самых либеральных в России, не первый раз.
В декабре 2018 года студенты бастовали в связи с новой системой так называемых блокирующих оценок, которую все-таки утвердили на заседании ученого совета. А прошлой весной возмущение вызвало закрытие студенческого шоу «В точку!». Героиней следующего эфира, по данным университетских СМИ, должна была стать юрист ФБК Любовь Соболь.
Глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев считает, что запрет студентам и сотрудникам ВШЭ делать публичные заявления, включая подписание открытых писем, не является ограничением свободы слова. По мнению Фадеева, это лишь «попытка минимизировать политизацию и нападки на Вышку».