Переизбрание Си Цзиньпина и другие итоги "двух сессий" в Пекине
С каждым годом российская публика все больше интересуется внутриполитической жизнью Китая. Если раньше отечественные СМИ ограничивались лишь констатацией фактов – кого и на какую должность выбрали на очередном политическом форуме КНР, то сейчас и съезд Коммунистической партии Китая (КПК), и последовавшие через полгода так называемые «две сессии» информагентства и телеграм-каналы освещали буквально день за днем, поэтапно разбирая особенности китайского политического церемониала. Именно при Си закрепился курс на стратегическое партнерство двух стран, выдержавший испытание не только пандемией коронавируса (сейчас, после отмены большинства соответствующих ограничений, это уже очевидно), но и мировым кризисом 2022–2023 годов. Неприсоединение Китая к «антироссийскому блоку» сорвало планы Запада по международной изоляции Москвы. Пекин занял позицию доброжелательного нейтралитета, что позволило России в значительной части компенсировать потерю западных рынков и поставщиков и, как следствие, сохранить экономику на плаву.
Новый министр иностранных дел Китая Цинь Ган на пресс-конференции в ходе «двух сессий» сказал: «Китайско-российские отношения – это драйвер для развития многополярного мира и демократизации международных отношений, залог глобального стратегического баланса и стабильности. Чем больше не хватает в мире стабильности, тем важнее укреплять китайско-российскую связку». И намерение Си Цзиньпина сразу после «двух сессий» посетить Москву – мощный сигнал готовности двух стран развивать сотрудничество.
Глава МИД России Сергей Лавров с коллегой из Китая Цинь Ганом на полях G20 в Нью-Дели, Индия, 2 марта 2023 RUSSIAN FOREIGN MINISTRY/AFP/EAST NEWS
При этом Китай не спешит обострять диалог с США. Заявления, прозвучавшие на «двух сессиях», говорят скорее об обратном. Так, уверенность в возможности дальнейшего развития торгово-экономических отношений двух стран выразил новый премьер Госсовета Ли Цян. Министр Цинь Ган в очередной раз подчеркнул, что КНР не стремится сменить США в качестве мирового гегемона, а просто говорит о суверенном развитии и многополярности. А Си Цзиньпин в своем завершающем выступлении, хотя и дал жесткую отповедь «внешним силам», пытающимся помешать воссоединению материка и Тайваня, все же сделал упор на приоритете мирного сценария решения «тайваньского вопроса» и заявил о приверженности Китая открытости внешнему миру.
Иными словами, хотя в риторике китайских руководителей появились хорошо заметные нотки беспокойства по поводу непредсказуемости международной ситуации, реакция КНР на них все та же. Пекин заинтересован в сохранении статус-кво по большинству международных вопросов и пытается если не предотвратить «осыпание» прежнего мирового порядка, то хотя бы замедлить его. И это тоже вывод для России. Китай будет нас поддерживать, но на передовой борьбы «за новый мир» нам сражаться пока в одиночку.