Внучка фронтовика узнала, что ее дед погиб под Сталинградом
Внучка фронтовика Светлана Голикова долгие годы искала сведения о своем без вести пропавшем дедушке – Ефреме Ивановиче Черкасове.
Родился он в 1899 году в Брянской области, в августе 1941-го ушел на фронт, оставив семью. Жена и дети долгие годы ничего не знали о судьбе Ефрема Ивановича. Единственное письмо с вестью о пропавшем пришло уже после войны от дальнего родственника, который сообщил, что однажды во время Великой Отечественной встретил Ефрема в эшелоне раненых на станции «Лыски», затем бомбежка, и след потерялся.
В 1977 году его внучке удалось узнать, что Черкасов Ефрем Иванович, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в марте 1942 года. Была надежда, что Ефрем Иванович жив, а также был страх, что он попал в плен и остался где-то там, на чужбине.
Много лет спустя внучка продолжила поиски информации о дедушке уже в Сети, но все безрезультатно. В военкомате по месту призыва тоже не удалось узнать ничего нового. В документах он числился как без вести пропавший. Однако Светлана Голикова обнаружила, что имя деда записано как «Ефим». В трудные военные годы ошибиться было немудрено.
Эта находка позволила обнаружить новую информацию уже о Черкасове Ефиме Ивановиче. Изучив множество донесений военкоматов и архивных материалов, внучка нашла сведения об Острогожско-Россошанской наступательной операции. На карте Воронежский фронт, на линии расположения наших войск найден город Лиски. Название созвучное с теми «Лысками», которые навсегда сохранились в памяти близких пропавшего воина Черкасова. Много времени семья потратила на изучение карточек захороненных здесь в братских могилах погибших советских солдат и мирных жителей.
Привлекло внимание одно захоронение № 497 с надписью: «Здесь похоронены зенитчицы, охранявшие ст. Лиски в 1941 г. А также дети и железнодорожники, погибшие при бомбежке».
Потом были письма в военкомат города Лиски и в школу, которая шефствует над памятником. Лискинская газета напечатала статью о поисках Ефрема Черкасова, на которое откликнулся краевед Валентин Иванович Изюмцев. Бывший железнодорожник рассказал о том, что было известно очень немногим.
Во время отступления Советской армии командование приказало взорвать мост через Дон. Эшелоны с ранеными продолжали подходить прямо под немецкими бомбами. Погибших хоронили по сторонам насыпи. Конечно, никакими мемориальными знаками это место не отмечено.
Полный рассказ Светланы Голиковой о том, как удалось установить место гибели родственника, читайте здесь.
Элиана Чеснокова. Фото из архива Светланы Голиковой.
