Деньги студентов раскололи ОНФ Тюмени
В Тюмени разгорается новый скандал между бывшими участниками студенческих стройотрядов и куратором движения в регионе, главой регионального исполкома ОНФ Александром Заболотских. Как стало известно «Правде УрФО», экс-представители студенческого сообщества готовят обращение на имя прокуратура Тюменской области Владимира Владимирова. Поводом для привлечения к конфликту надзорного органа послужили возможные махинации при реализации ряда контрактов на оказание услуг по предоставлению рабочего персонала.
По словам источника издания, интерес прокуратуры должен, в частности, привлечь договор с ООО «Бурнефтегаз» более чем на 9,57 млн рублей. Согласно условиям контракта, региональный штаб тюменского РСО, руководителем которого является Александр Заболотских, должен был поставить «дочке» ОАО «Башнефть» для работы на Соровском месторождении в ХМАО-Югре 40 студентов. Заработная плата каждого составила 44 444 рубля. При этом в расчете стоимости услуг обозначены взносы в Пенсионный фонд в размере 22%.
«Именно эти взносы и должны заинтересовать прокуратуру. Дело в том, что еще в 2011 году Госдума освободила студенческие отряды от уплаты взносов в Пенсионный фонд. В результате заказчик получил дешевую рабочую силу, вузы пристроили студентов на летнюю практику, а руководство тюменских стройотрядов отчиталось об успешной работе своего штаба. Возникает вопрос: куда делась 391 тысяча рублей, которая якобы должна была уйти в Пенсионный фонд? Не менее интересен и раздел «накладные расходы организации» в размере 25%, рассчитанный от общего размера ФОТ. Если речь идет о компенсации проезда студентов к месту работы и обратно, то она никак не может быть привязана к ФОТ и начисляться помесячно. На какие цели были потрачены «накладные расходы» в размере 1,444 миллиона рублей, неизвестно», – говорит собеседник издания, знакомый с условиями расчетов.
В перечне «неудобных вопросов» к управленцам тюменского РСО оказалась и сама заработная плата студентов. По словам инсайдера, зарплата в 40-45 тыс. рублей в трехсторонних договорах с вузами положена только командиру стройотряда, рядовые их участники, как правило, получают 30-35 тыс. рублей. «Выходит, что расчет стоимости работ стройотрядовцев завышен еще как минимум на 975 тысяч рублей», – отмечает источник.
Впрочем, участники конфликта указывают, что это не единственный прецедент, когда под прикрытием развития социально значимого проекта реализуются коммерческие интересы определенных лиц.
«Если говорить о тюменском отделении РСО и его руководителе, то, вероятно, для него это распространенная практика. По всей видимости, здесь сама стройотрядовская система создавалась определенными лицами для некоторых финансовых операций. Достаточно вспомнить пример, как руководство организации, скорее всего, за определенное вознаграждение, предоставляло возможность получить налоговые льготы заказчикам услуг, которые привлекают на работу студентов. По всей видимости, в этой схеме участвовали не только студенты, но и «мертвые души». Справки оформлялись, что на работу едет студент, а кто был в реальности, сегодня можно только предполагать. Если говорить о цене вопроса, то это 5 тысяч рублей за каждого человека», – озвучивает ситуацию собеседник, близкий к стройотрядовскому движению в Тюмени.
Отметим, первый публичный конфликт со стройотрядами в регионе произошел два года назад. Студенты тюменских вузов в течение года не могли получить компенсацию за проезд в две стороны. Тогда члены стройотрядов обращались в ОНФ и в прокуратуру Тюменской области. К старту проверки надзорного ведомства все выплаты были произведены.
Александр Заболотских уверяет, что очередные шумы вокруг его персоны не соответствуют действительности.
«Все это додумано. Банальный пример, меня обвиняют, что тюменское РСО расположено на площадях ОНФ, однако это не так. То, что обе организации находятся по одному адресу, ни о чем не говорит. И я готов по всем пунктам, которые мне сегодня приписывают, досконально объясниться. Если рассуждать о контракте с «Бурнефтегазом», то это говорит о том, что студотряды сегодня доросли до того, чтобы выступать в качестве поставщика заказываемых услуг», – заявил лидер тюменского Народного фронта, при этом не уточнив, каким образом в соглашении появился пункт об отчислениях в Пенсионный фонд и что понимается под пунктом «накладные расходы организации».
Глава тюменского ОНФ Александр Заболотских
Так или иначе, аналитики отмечают, что появление подобных конфликтов существенно дискредитирует саму идею Народного фронта.
«К сожалению, изначальный смысл создания ОНФ в качестве «ока государева», как выясняется в последнее время, на местах нередко девальвируется. В руководство региональных отделений всевозможными способами внедряются если не откровенные проходимцы, то люди, которые, в первую очередь, преследуют собственные интересы. Естественно, прикрываться Народным фронтом очень удобно, поскольку это президентский проект, а уровень доверия к первому лицу государства очень высок. Но любой организации, чтобы не закоснеть, требуется периодическое обновление, ротация кадров. Чтобы не возникали такие ситуации, когда люди, занимающие высокие посты в иерархии ОНФ, позорили организацию. Я бы вообще обратил внимание на ротацию кадров – это уже, по сути, тренд Кремля. Проверяют и меняют губернаторов, иногда с печальными последствиями для уволенных, буквально вчера очередной вал ротации прошел по силовым ведомствам. Это в полной мере должно касаться и ОНФ. Даже в большей степени, поскольку у людей к «фронту» больше доверия, чем к официальным лицам и структурам. Давно пора спросить, что тот же Заболотских, чье имя всплыло в повестке, сделал для людей, помимо отчетов на заседаниях», – рассуждает представитель регионального политологического сообщества.
Эксперт также указывает, что «вероятные махинации с финансовыми выплатами участникам стройотрядов» могут повлечь утрату доверия к ОНФ со стороны молодого населения, а именно на его активную гражданскую позицию делают ставку в Кремле. Тем самым «внеполитическое объединение граждан будет из-за подобных инцидентов ассоциироваться с коррупционными проявлениями», а вербовка новых сторонников и участников затруднится.
Впрочем, коллеги аналитика склонны усматривать в ситуации элементы «внутрикорпоративного конфликта», в который вовлечены различные силы в самом региональном отделении Народного фронта.
«В региональном отделении ОНФ есть открытое недовольство активистов, и, с другой стороны, присутствуют также личные мотивы. Не вижу логики в таком поведении. Вместо того чтобы выяснить взаимоотношения между собой на уровне личном, не вредя репутации организации, тюменские фронтовики считают необходимым выносить конфликт на публику. Уверен, что за многими вбросами, которые появляются относительно руководства местного отделения, стоят не сторонние участники процесса, а члены ОНФ. Безусловно, все это наносит серьезный вред репутации Народного фронта. Результатом подобного рода инцидентов способно стать негативное отношение общества к самой структуре, и это точно не добавляет респектабельности организации», – резюмирует региональный политолог Александр Безделов.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
