Спутали себе карты. Похитив Мадуро, США запустили рост цен на нефть
Президент США Дональд Трамп заинтересован в дешевой нефти: кроме того, что снижение стоимости энергоносителей — одно из его предвыборных обещаний, оно необходимо его партии, республиканцам, для сохранения большинства в Конгрессе по результатам промежуточных выборов в ноябре этого года. Однако, как ни парадоксально, Венесуэла, обладающая богатейшими месторождениями нефти, здесь Трампу вряд ли поможет.
Влетит в копеечку
С одной стороны, против Вашингтона играет агрессивный характер собственной внешней политики. Силовая операция в Венесуэле, угрозы в адрес Ирана, не последнего игрока в нефтяном мире, охваченного протестами, претензии на Гренландию — все это создает нестабильность на энергетическом рынке и приводит к росту цен. Так, с начала декабря стоимость нефти уже выросла примерно на 3% — небольшая величина, но прошел всего месяц. Не исключено, что новые эскапады Вашингтона приведут к очередному скачку цен или создадут условия, при которых нефть долгое время будет стоить дороже текущих уровней.
Высокие риски
Во-вторых, богатейшие запасы нефти в Венесуэле, на которые рассчитывают США, трудноизвлекаемы — проще говоря, они потребуют кучу сил, денег и времени. По оценке аналитической группы Rystad Energy, возвращение добычи к пиковым значениям 1990-х, когда Венесуэла добывала около 3 млн баррелей в сутки, потребует инвестиций на $183 млрд и около 15 лет. Однако Белый дом не может дать никаких гарантий, что после ухода Трампа, при его преемнике, концепция по Венесуэле не изменится, а эти вложения не окажутся под угрозой.
Не сравнится с Ближним Востоком
Но даже если Вашингтону удастся найти заинтересованные компании, готовые к колоссальным расходам в условиях высокого риска, снизить цены за счет венесуэльской нефти не удастся. Прежде всего, этому мешает высокая себестоимость добычи: вместо $50 за баррель, которых хотел добиться Трамп, там речь о $60-70, по разным оценкам. Чтобы получить прибыль, а не просто выйти в ноль, продавать нужно соответственно дороже. Для сравнения, себестоимость в России — это порядка $40, а в Саудовской Аравии — вообще в районе $17.
Капля в море
Кроме того, когда к 2040 году Венесуэла начнет выдавать по 2-3 млн баррелей в сутки, рынок их просто не заметит. Речь будет идти об 1-2% (если не о меньшей цифре) прироста мировой добычи, которая в 2024 году, например, не превысила 97 млн баррелей, по данным Energy Institute. Мировым ценам на нефть от такого будет ни горячо, ни холодно.
Пока нет признаков, что Вашингтон откажется от агрессивной линии во внешней политике, а нефтяные месторождения Венесуэлы станут рентабельнее. Поэтому велика вероятность, что простые американцы столкнутся с подорожанием бензина до осени, а республиканцы на выборах в Конгресс потеряют места в обеих палатах.
«Трудно сказать, куда пойдут цены на нефть в ближайшие месяцы. Но уже видно, что ковбойский рейд в Венесуэлу и намеки на подготовку очередной силовой акции против других стран, придали импульс ее росту. Что касается запасов "черного золота" в Боливарианской республике, они еще долгое время будут бесполезны», — резюмировал политолог Марат Баширов.
