Цифровая эволюция: с чего начинался IT-блок Татнефти
Цифровизация как экспонат музея
Чтобы понять, как проходило становление цифровизации Татнефти и глубже погрузиться в историю развития этого направления, нужно посетить музей вычислительной техники Татнефти в здании ТатАСУ на ул. Индустриальная в г. Альметьевске. Источник фото: Н. Гатауллина
Первые экспонаты там были бережно собраны при личном участии первого руководителя подразделения, уважаемого ветерана Татнефти Булата Ахатовича Загирова, и изначально хранились где-то в уголочке одного из кабинетов, поскольку у музея не было отдельного помещения. Позже руководство подразделения решило выделить под артефакты просторную комнату, а ветеранов попросили помочь с пополнением музейного фонда. Часть из тех предметов, которые оказались в не самом лучшем состоянии, восстановили.В итоге значительная часть компьютеров, средств связи и других вещей и сейчас в рабочем состоянии.
Взгляд в прошлое
ТатАСУ и другие подразделения, которые в результате стали IT-блоком Татнефти, берут начало с машиносчетной станции Бугульминской автотранспортной колонны Татнефти, где к 1952 г. остро встала потребность в механизации ручных расчетов и учетных задач, потому что обрабатывать вручную большое количество путевых и приходных листов, ордеров, расчеток заработной платы стало крайне сложно. IT тогда представляло собой несколько полуавтоматов и четыре суммирующих машин СДУ-110. Источник фото: Н. Гатауллина
Кстати, одна из этих машин в музее сохранилась, ее восстановили до рабочего состояния. Она, например, позволяет быстро умножить и сложить большие числа. На одной из музейных фотографий запечатлена та самая СДУ-110, а под ней - обычные бухгалтерские счеты: первое время, проводя особенно сложные расчеты, машинистки перепроверяли полученные машиной результаты.Объясняется такое недоверие довольно легко: на дворе было начало пятидесятых, тяжелое послевоенное время, во многих районах Татарии до эпохи большой нефти не было не то что газа, даже централизованной электрификации. Однако время шло, и довольно быстро машиносчетные станции и в целом вычислительные мощности перестали быть необходимой потребностью лишь в транспортной сфере. Машины постепенно проникали во все направления деятельности Компании.
Первый айтишник Татнефти
С появлением в Татнефти компьютеров второго поколения (например, Минск-22), начали работать и программисты, работающие на ныне уже почти забытых языках: Cobol, Algol, Fortran. Одним из первых таких специалистов Компании был Вазых Вагизович Низамов. Минск-22, на которой он работал во второй половине 60-х годов, был довольно прогрессивной машиной для тех лет. Правда, ее габариты были огромны и измерялись скорее не в килограммах, а в занимаемой площади около 80 м2.Родился Вазых Низамов в Елхово (Альметьевский район), окончил Казанский университет по специальности вычислительная математика. В Татнефть попал по распределению и влился в новое подразделение центральную научно-исследовательскую лабораторию вместе с другими молодыми специалистами. Сейчас ему 75 лет, он всю жизнь трудился в Татнефти, успев поработать в том числе заместителем начальника ТатАСУнефть, и ушел на заслуженный отдых только пару лет назад.
В то время хватало людей, которые относились к возможностям вычислительных машин довольно скептически, вспоминает первый программист Компании. Однако это не относилось к главному инженеру Татнефти Валерию Исааковичу Грайферу и пришедшему ему на смену Ришаду Тимергалиевичу Булгакову. Это были очень дальновидные руководители, которые понимали, что за цифровизацией производства будущее.
Валерий Грайфер поражал молодых специалистов глубочайшими знаниями в математике, а Ришад Булгаков собирал программистов у себя в кабинете раз в месяц и интересовался выполнением задач, расспрашивал о новостях и справлялся о нуждах.
Постепенно в Татнефти начали появляться другие компьютеры, причем это случилось раньше, чем в любом другом предприятии в Татарстане и раньше всех нефтяников в СССР. Сначала программистам ставились локальные задачи, но они очень быстро превратились в сложные и значимые. Например, нужно было собрать данные со всех скважин, их тип, дебит по нефти и т.д. А еще крайне важным было автоматизировать учет добываемой продукции, в том числе суточной.
В начале моего пути тяжело было представить, какой станет Татнефть, какими будут компьютеры и те задачи, которые они смогут выполнить, говорит ветеран Компании. Но компьютеры это всего лишь машины, люди важнее и нужнее. Желаю молодым программистам и работникам IT-сферы никогда не останавливаться на достигнутом, искать, учиться и добиваться новых успехов.
Командирский телефон и флешка в чемодане
Но вернемся к музею. Из многих сотен экспонатов особое место занимает командирский телефон, который использовали сразу два генерала Татнефти: Аклим Мухаметзянов и Ринат Галеев. Аппарат модернизирован под индивидуальные потребности руководителя и другого такого в мире просто нет.Не менее интересен и небольшой стальной ящик с застежками и ручкой - прапрабабушка современной флеш-карты, которую в конце восьмидесятых годов инженеры Татнефти носили с собой. Внутри было устройство, которое могло записать на магнитную кассету около 150 килобайт информации. По современным меркам это word-файл на 30-40 страниц текста. Для подключения устройства к ЭВМ в комплект входили провода, толщиной с автомобильный прикуриватель для аккумулятора.
Источник фото: Н. Гатауллина
