Бандера для меня не авторитет: украинские военнообязанные массово игнорируют службу в ВСУ
На днях министерство обороны Украины было вынуждено признать: широко разрекламированная командой Петра Порошенко реформа украинской армии должных результатов не принесла.
На днях министерство обороны Украины было вынуждено признать: широко разрекламированная командой Петра Порошенко реформа украинской армии должных результатов не принесла. Согласно официальной информации, только за последние два месяца из рядов ВСУ дезертировали по меньшей мере сто профессиональных военных, еще несколько тысяч офицеров запаса отказались являться по повесткам в военкоматы. О количестве лиц призывного возраста, скрывающихся от представителей комендатуры, оборонное ведомство вообще предпочитает умалчивать. На этом фоне официальный Киев разработал новые средства борьбы с потенциальными «уклонистами» и «предателями». Ситуацию изучал корреспондент Федерального агентства новостей.
Выпускнику одного из престижных украинских военных училищ Сергею Н. грозит до двух лет тюремного заключения. А все потому, что уже через несколько дней после получения офицерского звания он самовольно покинул расположение воинской части, куда был временно откомандирован. Причиной поступка новоиспеченного лейтенанта стало принципиальное разногласие во взглядах не только с непосредственным начальством в частности, но и с политикой Минобороны страны в целом.
«В рамках реформы армии мы теперь должны равняться на структуры ОУН-УПА (организация запрещена в РФ. — Прим. ФАН), — говорит «дезертир» в доверительной беседе с корреспондентом ФАН. — В нашей бывшей части военные несли караул у памятников Степану Бандере и Евгению Коновальцу, а товарищей по службе во внеслужебное время должны были называть не иначе как «панами хорунжими», «панами десятниками», «сотниками» и так далее. Я сразу сказал, что Бандера для меня не авторитет. На что «умные люди» посоветовали мне бежать из части и вообще с Украины».
В настоящее время дело Сергея, который в итоге добровольно явился в структуры МО по месту жительству своих родителей, рассматривается военной прокуратурой. Как утверждают независимые эксперты, привлечь к ответственности Н. для многих юристов в погонах является едва ли не делом чести. Дескать, военный человек не имеет морального права обсуждать кандидатуры людей, которые действующая украинская власть давно возвела в ранг «героев».
«Сергею действительно «светит» 407-я статья УК Украины — «самовольное оставление места службы», — отмечает адвокат Андрей Евдокименко. — Но при условии грамотной защиты он отделается либо условным сроком, либо увольнением из рядов ВСУ. Хотя создавать такие прецеденты та же власть не желает».
Любопытно, что именно упомянутая 407-я статья украинского уголовного кодекса может быть применена в отношении как офицеров, покинувших свои расположения в Донбассе, так и против призывников срочной службы, массово отказывающихся появляться на призывных пунктах.
«Мне пришлось стать свидетелем одной неприятной истории, когда «патрульные» одной националистической организации избили под Киевом трех мальчишек, сбежавших из военного микроавтобуса, — говорит ФАН европейский правозащитник Андерс Берг. — Физически сильные вооруженные люди угрожали этим мальчишкам тюрьмой и обзывали их «уклонистами». Затем один из «патрульных» ударил парня, который сказал, что не хочет служить в армии, где на войну отправляют под дулом автомата».
Кстати, наделение патрулей радикальных организаций полномочиями отлавливать тех же «дезертиров» и «уклонистов» также является частью реформы украинской армии. Правда, действуют эти «добровольные помощники военкомов» исключительно на общественных началах. Как заявил корреспонденту ФАН сотрудник комиссии при региональном военкомате Черниговской области, подобные «патриоты» оказывают армии поистине неоценимую услугу.
«Чего мы только ни делали, чтобы молодежь шла защищать родину: и организовывали военно-спортивные лагеря, и обеспечивали даже рядовых неплохим довольствием, и давали их семьям льготы — все равно были недовольные, — сказал уже относительно пожилой человек. — А ребята из «Правого сектора» (организация запрещена на территории РФ. — Прим. ФАН) и «Национального корпуса» решают эту проблему по-своему».
Помимо прочего, украинское правительство объявило о намерении выделить дополнительные средства на создание документальных и художественных фильмов, а также телевизионных и радиопередач, пропагандирующих службу в ВСУ. По словам министра обороны Украины Степана Полторака, Киев сделает все возможное, чтобы «люди шли служить в украинскую армию не по принуждению, а по призванию».
Какими методами эта цель будет достигнута, в Киеве предпочитают умалчивать.
