Кажется, даже Черчесов занервничал. 4 тактических ужаса в игре сборной России
Матч с Турцией только усилил тревогу перед ЧМ-2018.
Прессинг – убийственен. Но не для соперника
Черчесов больше полутора лет ставит сборной России агрессивный отбор. Начинание важнейшее, потому что в этом элементе суть современного футбола (Клопп – яркий тому пример). Но в исполнении сборной прессинг до сих пор выглядит, как пистолет в руках подростка. Нет никаких гарантий, что в стрессовой ситуации паренек не выстрелит себе в ногу. В лучшем случае.
В первом тайме многие сдержанно радовались прессингу сборной России. Действительно - на фоне второго состава сборной Турции он смотрелся неплохо. 4-5 раз минимум мы заставляли гостей доводить мяч до вратаря и просто играть на вынос. Добротно, без сарказма. Но проблема в том, что агрессивный прессинг, когда идет давление даже до вратаря, требует высокого качества исполнения. Слаженности. И, что очень важно, компактности.
Иначе происходит то, что случилось на 60-й минуте. Сборная России большими силами пошла в отбор, заставила турок довести мяч до вратаря, но защитники и полузащитники свой маневр не выполнили – получился перегруз на левом фланге обороны, дыра в центре поля, а Смольникову достались два игрока: один на его фланге, один – в центре. Чья тут ошибка – неплохой вопрос для «Что? Где? Когда?».
По идее, виноват Смольников – он должен был бросить оппонента на фланге и сузить линию обороны. Но в то же время Кутепов слишком внимательно рассматривал длинный пас себе за спину, а мог бы, как это сделал Игнашевич, рвануть назад. Не очень понятно, зачем Зобнин дублировал позицию Жиркова, а не находился на месте Кутепова. Тогда Илья не выдергивался бы за соперником. В общем, очевиднейшая командная ошибка при прессинге, где каждый сделал что-то не так.
И это не случайность. Точно такой же по симптоматике гол сборная пропустила от Австрии: длинный пас вратаря после нашего прессинга и слабая игра на подборе.
Более того, еще за 14 минут до пропущенного мяча сборная России уже грубо ошибалась при прессинге, создав после банального выноса вратаря Турции серию взрывоопасных ситуаций.
- 5 обороняющихся против 7 атакующих
- 2 против 3 на левом фланге
- И один Кутепов против двоих турок в центральной зоне
Если бы Кутепов проиграл это единоборство, быть выходу один в один с Акинфеевым. Илья не проиграл, к счастью. Но снова наш прессинг, снова отсутствие компактности и правильной расстановки при подборе. В итоге простой вынос, который мы, собственно, должны были ждать – для этого ведь и прессингуем, становится катализатором опасности у своих ворот.
Не спорю, Самедов забил как раз после агрессивного отбора, но в той ситуации туркам надо было всего лишь сыграть попроще. Что, кстати, они и делали во втором тайме – и проблем не стало. Потому что: 1) выносы, как видно из примеров выше, пугают сборную России больше, чем Салах; 2) даже получив мяч обратно, команда Черчесова не знала, что делать. Об этом позже.
Центр полузащиты - вновь слабо
О том, что у сборной России нет опорной зоны, известно давно. После спада Глушакова (дело не только в весенних матчах, Денис весь послечемпионский сезон не похож на себя прежнего) в центре поля ужас и хаос. И вот за 9 дней до главного старта на ключевую позицию наигрывается совершенно новый футболист – Юрий Газинский. Для него матч против Турции был третьим в старте при Черчесове. Третьим – за почти два года! Что это если не нервы главного тренера? На важнейшую позицию пробовать совершенно новый вариант, причем очень неочевидный. Неудивительно, что Газинский сыграл слабо - дикие 29% выигранных единоборств (для опорника требуется выбивать 50-60), 0 удачных отборов и только 12 из 26 передач были вперед (их точность – 50%).
Помимо цифр были грубые позиционные ошибки. Например, кого Юрий крыл здесь?
Зона рядом с 11-метровой отметкой пустая, набегающий игрок за спиной полузащитника никем не прикрыт. Случись менее удачный отскок – и был бы удар почти без помех с 13-14 метров.
Или вот еще момент с Газинским.
Полузащитник встречает соперника, но после простенькой стеночки забывает о нем, оказываясь в полупозиции. Поскольку Зобнин не успевает на подстраховку, Кутепов вынужден выдергиваться, чтобы помешать пробить. В итоге образуется зона, куда классный игрок вполне мог бы вырезать пас. Здесь от гола спасает лишь технический брак соперника.
Справедливости ради таких скриншотов можно было наделать и про Зобнина – возможно, в чуть меньшем количестве, но все же. Центр поля снова играл слабо, только Газинский еще провалился и по некоторым важным индивидуальным показателям. У Зобнина в этом плане чуть лучше: 80% удачных единоборств, 4 отбора (вместе со Смольниковым больше всех в команде), 8 из 29 передач вперед (точность таких пасов 63%).
Команда не знает, как выходить в атаку
Тут даже не надо рисовать никакие стрелочки. 1 удар в створ ворот за два матча – очень показательно. Но еще важнее другие цифры.
Во-первых, это описанное выше количество пасов вперед от опорников - Газинского (12 из 26) и особенно Зобнина (8 из 29). Почти две трети пасов от главных конструкторов (в этой схеме) уходит либо назад, либо в сторону. Какое тут продвижение мяча? Вот и сваливается игра к бессмысленным забросам через фланги. Или к выносам защитников.
Симптоматично, что тот же Зобнин в «Спартаке» не занимается продвижением мяча из обороны. Он лишь дополняет Фернандо или Глушакова в этом компоненте. Но в сборной от него требуют как раз начинать атаки. Пока получается слабо – и вчера, и против Австрии.
Единственный, кто в нынешнем составе сборной России в прошедшем сезоне стабильно играл классического опорника (разрушение плюс начало атаки) – это Газинский в «Краснодаре». Но он точно не того уровня игрок, чтобы с ходу (без адаптации и достаточного числа матчей) влиться в хаотичную структуру и все исправить. Тут и Бускетс вряд ли справился бы.
Второй момент, говорящий о проблемах выхода в атаку. Точность передач в среднюю треть поля у сборной России – 77%, у второго состава Турции – 91%. Это колоссальная разница. Черчесов много рассуждает о нехватке последнего паса, но главная слабость сборной России сейчас – предпоследний пас. Умение создать перегруз на подходе к атакующей трети поля – ситуации 5 в 4 на отдельном участке поля, 4 в 3. Все атаки в последних матчах очень медленные и, как следствие, легко читаемые.
Блуждающий Смолов
Смолов вторую игру подряд не знает, что делать. После провала с Австрией форвард потерялся и с Турцией.
- 2 из 12 выигранных единоборств
- 17 потерь. Ближайший по этому показателю Головин – 8 потерь
- 4 из 12 точных конструктивных передач. Дзагоев, исполнявший похожую роль, отдал 9 из 12 конструктивных передач
Но цифры для форвард поправимы. Забил - и всем уже плевать на процент единоборств. Хуже, что Смолов распыляется на, думается, ненужные уходы во фланги. Например, Федор как-то оказался здесь.
Понятно, что в этом есть элемент неожиданности. Да и хочется банально мяч почувствовать, повозиться с ним. Но толку от таких перемещений немного.
Остается надеяться, что хотя бы часть из этих проблем к матчу с Саудовской Аравией удастся исправить. Иначе будет грустно. Всем.
Товарищеские матчи. 2016-18. июнь-2018
Россия — Турция — 1:1 (1:0)
Голы: Самедов, 36 (ВИДЕО) — Малли, 60 (ВИДЕО).
Фото: Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru
Еще по сборной:
Станислав Черчесов: «Девять дней до ЧМ? Я не психолог, чтобы кого-то успокаивать»
Время пожилых надежд. Евгений Дзичковский — о матче Россия — Турция
Россия сыграла вничью в заключительном матче перед ЧМ-2018: голы и лучшие моменты
