Несколько лет назад Россия пережила внедрение ЕГАИС – системы, которая помогает следить за алкоголем на всех этапах цепочки производитель-покупатель. Этой программе ставили задачу снизить количество контрафактной продукции на прилавках магазинов, но, в итоге, основным результатом стало серьезное подорожание алкоголя. С 1 июля 2018 года страну ждет такое же нововведение на рынке товаров животного происхождения. Уральские эксперты рассказали, как система "Меркурий" повлияет на Свердловскую область.
Что такое "Меркурий" и зачем он нужен?
Это электронная система, в которой должны быть зарегистрированы все участники продажи продуктов животного происхождения – от производителя до продавца. В этой программе будет заполняться ветеринарный сертификат, без которого товар не может появиться на прилавке.
– К "Меркурию" должны подключиться все участники рынка, даже социальные учреждения, куда поставляют, например, молочную продукцию – детские сады и школы, – объясняет замруководителя областного Россельхознадзора Наталья Банникова. – Мы уже получаем более сотни заявок в день.
Цель "Меркурия" – исключить с рынка фальсифицированную продукцию. По мнению экспертов, особенно много ее на рынке молочных товаров.
– Примерно 27% масла, сметаны, творога подделывают, – перечисляет председатель Союза предприятий по переработке молока в Свердловской области Игорь Пехотин. – Если бы такие производители честно писали на этикетке "спред" или "молочный напиток" – к ним было бы меньше вопросов. Но они называют это "маслом" и молоком".
Кто за все это заплатит?
Внедрение этой системы, в любом случае, ударит по кошелькам уральцев, вопрос только: "Как сильно?". Во-первых, участники рынка жалуются, что фальсификат в магазинах продают по заниженной цене, и это вынуждает "честных" производителей снижать стоимость своей продукции, чтобы не проигрывать конкуренции. По их данным, из-за этой ситуации за год цена на "молочку" в Свердловской области упала на 15%.
Во-вторых, для пользования "Меркурием" всем участникам цепочки придется вложить определенную сумму денег, которая также войдет в стоимость товаров. Хотя чиновники это неуверенно отрицают.
– В среднем уральским предприятиям нужно будет купить оборудование, взять на работу двух человек, платить им зарплату, – поясняет Игорь Пехотин. – В целом, это полтора миллиона рублей в год, стоит ли ради них поднимать цену? Впрочем, у крупных производителей и вложения другие – "Данон", например, оценивает работу с "Меркурием" в миллиард ежегодно.
Теперь у фальсификата нет шансов оказаться на прилавках?
В системе остается множество лазеек, о которых можно говорить уже сейчас. Да, в крупные федеральные сети фальсификат теперь пропихнуть будет сложно, но вот для небольших магазинчиков, скорее всего, ничего не изменится. Дело в том, что "Меркурий" сильно зависит от стабильного интернета, который пока есть в регионе далеко не везде.
– Уже готовится список населенных пунктов, в которых эту систему внедрить не получится, – продолжает Наталья Банникова. – В нем сейчас около 836 наименований. В этих городах и деревнях будет разрешено и в дальнейшем пользоваться бумажными сертификатами.
При этом, по словам участников рынка, ничто не помешает производителю и продавцу договорится и выставить фальсифицированную продукцию в обход "Меркурия". На такой случай Россельхознадзор планирует проводить внеплановые рейды, но и здесь есть загвоздка.
– Большинство таких точек – это малый бизнес, для которого существуют надзорные каникулы, – посетовала Наталья Банникова.
Не будет ли проблем с "Меркурием" у подключившихся магазинов?
Озабоченность вызывает и тот факт, что крупные торговые сети будут зависеть от "Меркурия" – из-за проблем с интернетом, или из-за сбоя в самой программе продавцы не смогут выставить продукты на витрины. Что интересно, вовремя проверок системы именно так и случилось.
– Был тест, когда "Меркурий" включили по всей стране на какое-то время, – вспоминает Игорь Пехотин. – Когда все "ломанулись" оформлять сертификаты, программа просто не выдержала такой нагрузки и намертво зависла.
Как именно должны себя вести продавцы в таких случаях четкого ответа эксперты дать не смогли.
– Проблемы будут, но борьба с фальсификатом – это цена качественного питания людей, – подытожил Игорь Пехотин.