В центрах «Забота» тяжелых инвалидов учат рисовать, лепить – создавать
«Творческая атмосфера, много любви и улыбок»
Рождение ребенка – это чаще всего счастливое событие. Но бывает и так, что ощущение счастья вскоре сменяется эмоциями, описать которые непросто. Так случается, когда новоиспеченным родителям сообщают, что ребенок серьезно болеет. Кто-то решает уйти от проблемы и забыть навсегда о том, что случилось, сдав малыша в детдом. Более стойкие посвящают ребенку свою жизнь и, несмотря ни на что, продолжают радоваться каждому дню.
Таких сильных людей объединяет благотворительная организация «Забота». Одна из ее создателей – матушка Надежда Титова, жена настоятеля казанского Петропавловского собора протоиерея Сергия Титова. Супруги вместе с помощниками сражаются за улыбки детей и их родителей – практически все воспитанники центра имеют тяжелые неврологические и психические заболевания. Помогают здесь и взрослым инвалидам.
У «Заботы» в Казани работают три центра, где проводятся занятия для детей: на Айдарова, на Сахарова и на Павлюхина. Чтобы показать, как у них все устроено, матушка Надежда пригласила нас в тот, что на Павлюхина.
В центре свой особый мир – творческая атмосфера, много любви и улыбок. Родители и дети готовятся к занятию, но суеты и волнения нет, все эмоции только положительные. Пока одни родители рисовали с детьми, другие накрывали стол – для детей в этот день организуют праздник.
На пороге появляется девушка в ярком костюме. Все расселись по местам, и зазвучала музыка. Гостья принесла детям настоящего голубя – при виде птицы все замерли от восторга. Подопечные центра радовались так, словно увидели что-то невероятное. Каждому дали дотронуться до птицы, кто-то смог подержать ее в руках. Еще несколько удивительных для ребят номеров, и началась дискотека. Каждый танцевал как мог, и никому не было важно, как он выглядит со стороны. Вот такое детское счастье, и пусть этим детям уже ближе к тридцати, а кому-то и больше – они продолжают чувствовать себя детьми, которых очень любят их родители.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
Фигурные свечи, изделия из керамики, рисунки создаются руками воспитанников
Невероятная сила родительской любви здесь творит настоящие чудеса – никто никогда не сдается, не жалеет себя и не гневается на судьбу. Детям помогают найти друзей, научиться чем-то новому, а родителей учат не падать духом.
«Наша организация зародилась с одного маленького центра – мы открыли его в 2011 году на базе подросткового клуба в Авиастроительном районе. Потом уже появился официальный статус организации, и сейчас у нас работают три разных центра. Помещение на Павлюхина принадлежит Комитету земельных отношений и было передано РПЦ – приходу храма Петра и Павла. Муж помогает мне содержать этот центр, как настоятель. Помещение другого центра, на Айдарова, находится в коммерческой аренде. Сейчас нам город передает очень большое помещение на Жилплощадке. Там мы разместим трудовые мастерские и центр адаптации», – поделилась матушка Надежда.
Матушка Надежда провела для нас экскурсию – здесь два зала для творчества, отдельная комната для печи, в которой запекаются будущие керамические изделия. На стенах в коридорах висят рисунки подопечных центра.
На многочисленных полках в комнатах разложены изделия, которые сделаны воспитанниками центра. Фигурные свечи, изделия из керамики, рисунки, поделки – все создается здесь, а потом распродается на всевозможных ярмарках. Все вырученные средства возвращаются сюда, на них закупаются материалы для творчества.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Твоим планам не суждено сбыться, ведь теперь ты только тень своего ребенка»
Осмотрев все вокруг, присаживаемся, чтобы поговорить. За нами с любопытством наблюдает Влада – подопечная центра. Она улыбается и пытается нам что-то сообщить. К сожалению, понять ее практически невозможно. Но девушке словно и неважно это. Она радуется, что на нее обращают внимание, кивают в ответ.
Матушка Надежда поделилась, что на открытие самого первого центра ее вдохновила дочь.
«У нее множественные нарушения в развитии, она не разговаривает, сама не кушает, носит подгузники. С возрастом появились новые диагнозы. Это тяжелый ребенок, который нуждается в постоянном присмотре. Сейчас ей 21 год. Мы бесплатно ходили на реабилитацию от соцзащиты два раза в год, но я понимала, что этого недостаточно, ребенку нужно было общение. Но таких детей, как моя дочь, не берут в детские сады. Поэтому мы решили открыть свой центр», – вспоминает она.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
Матушка Надежда на собственном опыте знает, как это – растить ребенка, у которого практически отсутствует интеллект. Она прекрасно понимает, что чувствуют и в чем живут родители таких детей.
«Иногда люди думают: “За что Бог послал такое испытание?” Нужно этот вопрос задавать по-другому. Не за что, а для чего. Во-первых, чтобы научиться любить. Это самое трудное и одновременно самое простое. А еще – чтобы смириться с внутренней гордыней: у многих людей если есть амбиции на собственную жизнь, карьеру, семью, какую-то успешность, а тут бац и все. Твоим планам не суждено сбыться, потому что теперь ты только тень собственного ребенка и все приоритеты строятся вокруг него. Твой ребенок не может сам даже причесаться и почистить зубы – о какой самореализации может идти речь?» – рассуждает матушка Надежда.
Семьи, которые воспитывают ребенка-инвалида, называют особенными. Матушка Надежда говорит, что их особенность в их взгляде на жизнь.
«Понимаете, у них другая глубина осознания жизни, жизненных ценностей, ценностей момента. Когда ты каждый день думаешь о том, сделает ли твой ребенок следующий вдох, ты начинаешь ценить совсем другие вещи. Вот она улыбнулась, вот она на 10 секунд посмотрела мне в глаза, а на следующий день уже на 12 секунд посмотрела – и ты думаешь: “Как же это здорово”. Тогда какие-то другие вещи – финансы, карьера – уходят не то что на второй, на десятый план», – рассказывает матушка Надежда.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Люди, которые покупают нашу продукцию, совершают пожертвование»
Поначалу, рассказывает матушка, они не планировали создавать что-то глобальное, но спрос на адаптацию рос, и маленькими шажками небольшой центр вырос в большую организацию.
«Сейчас у нас много разных проектов по оказанию помощи. Мы работаем по 15 направлениям: творческие, развлекательные, спортивные. Мы стараемся дать детям то, что им подходит, – привить им трудовые навыки. Сегодня мы будем трудоустраивать молодого человека с инвалидностью – это еще одно наше направление деятельности. Мы хотим создавать трудовые мастерские, где наши ребята будут работать. У нас они приобретают трудовые навыки, уже много что умеют делать. Мы хотим воспитать себе помощников», – улыбается она.
Ежемесячно организации требуется 350 тысяч рублей, чтобы содержать все три центра. Чтобы собирать эти деньги, они проводят ярмарки. «Добрая Казань» даже помогла открыть им свой магазинчик в ТЦ «Горки Парк» – называется он «Добрый сувенир».
«Люди, которые выбирают нашу продукцию, совершают пожертвование, на которое наши центры могут продолжать работу», – рассказывает она.
Расходы не только на материалы – нужно плачивать аренду, коммунальные расходы и зарплату педагогам, хотя они работают за символические деньги.
«Помочь центру можно не только деньгами: мы всегда рады тем, кто может провести для нас мастер-классы. К тому же у нас вы можете научиться чему-то новому, например керамике. Также нам нужна помощь в проведении ярмарок и акций». – рассказывает матушка Надежда.
«Мы долго боролись за ее жизнь, она была на грани»
Во время беседы выяснилось, что Влада, которая все это время внимательно слушала наш разговор, несмотря на врожденное заболевание, успешно занималась плаванием, художественной гимнастикой в Школе Алины Кабаевой и побеждала на международных художественных конкурсах. К сожалению, все эти успехи позади – два года назад у девушки начались еще более серьезные проблемы со здоровьем. Произошел своего рода откат, ей пришлось учиться всему заново.
«Мы долго боролись за ее жизнь, она была на грани. К сожалению, это происходит с нашими ребятами. С возрастом легче не становится. Вроде бы ты смотришь, что ребенок растет, развивается, но вдруг случается кризис. К сожалению, таких ребят у нас много», – отметила руководитель «Заботы».
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
Мама Влады Алла Чиж ради дочери выучилась на дефектолога и работала в школе для детей с нарушениями речи, потом устроилась в детский сад для особенных детей. Сейчас она уже третий год преподает уроки керамики в «Заботе».
«У меня четверо детей, в том числе моя особенная Влада. Еще есть мальчики-близнецы – им по 14 лет – и младшая дочь семи лет. Дети приходят помогать мне здесь, когда у них нет уроков в школе», – рассказывает Алла.
Она шутит, что ее основная должность – работа мамой, а занятость в центре – это возможность отвлечься от повседневных хлопот.
Профессионального выгорания никогда не случается – от детей никто не устает
«Когда я пришла в этот центр, тут начались занятия по керамике, но через время педагог ушла в декрет, я предложила заменить ее, так как занятия посещала регулярно и много чему научилась. В работе с подопечными центра самое главное – это терпение. Некоторые дети учатся ну очень долго, очень медленно. Иногда кажется, что никакого прогресса вообще нет. Но прогресс есть всегда, просто каждому требуется разное время. Поэтому терпение в нашем труде играет большую роль. Ну и доброта, и любовь – без этого никак. Будут эти две составляющие, и все получится», – поделилась она.
Профессионального выгорания, по словам Аллы, никогда не случается – от детей никто не устает.
«Скорее устаешь от бытовых проблем. А здесь мы много смеемся, улыбаемся – как от этого устать?» – пожимает плечами она.
Изделия из глины, сделанные подопечными центра, получаются очень трогательными, они словно передают тепло рук особенных мастеров. Где-то остаются неровности, изъяны, ведь выполняют эти брошки и тарелочки непрофессионалы.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Первое время мы пытались доводить изделия до идеала. Дети делали, а мы корректировали, ошкуривали, поправляли. А сейчас оставляем все как есть – я даже стараюсь это подчеркнуть», – поделилась педагог.
Ни занятия, ни какая-то другая терапия не способны что-то кардинально поменять в здоровье этих ребят. Однако если ребенок или взрослый увлекся каким-то видом деятельности и у него это получается, педагоги считают это успехом.
«Каждый человек здесь – отдельная история. Вот у нас есть Женя Соловьева – она знает названия всех ягод, которые только существуют в мире, всех злаковых культур. Она не скажет вам, но все напишет. У нее уникальная память. Она уже взрослая, ей 27 лет. Здесь про каждую семью можно что-то рассказать, каждая – это уникальный социальный проект, в котором много счастья, много горя, переживаний, каких-то глубинных открытий и много преодоления», – рассказывает матушка Надежда.
С трудом держит кисть для рисования, но усердно рисует
Она познакомила нас с еще одним подопечным – Рома Григорьев приходит на занятия с папой, Андреем. Юноша передвигается на коляске, у него ДЦП, он с трудом держит кисть для рисования, но усердно рисует.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Рома – победитель различных художественных конкурсов, участвует во всех выставках. Он нашел свое предназначение в жизни как художник. Ему нравится рисовать. Да, диагноз не ушел, он как не мог держать ложку, так и не может. Но он реализовал себя и нашел друзей», – рассказывает она.
Молодой человек с удовольствием приходит сюда и грустит, когда не может приехать, поделился его отец.
«Мы занимаемся здесь три года. Роме уже 18 лет, до этого мы никуда не ходили, нигде не занимались. Но нам очень понравилось в “Заботе”. Моторика у сына нарушена, поэтому ему все не просто дается. Вот, например, на уроках керамики он может делать только крупные изделия, но и этому мы очень рады», – рассказывает Андрей Григорьев.
Молодой человек поделился, что интересует его не только искусство – он способен осилить и мужскую работу.
«Мне очень нравится ремонтировать электроинструменты, мне помогает папа. Вместе мы собирали стартер. А еще я мечтаю научиться водить машину. Хочу, чтобы у меня была машина с прицепом, чтобы перевозить грузы», – поделился Рома.
Парень рассказывал с большим воодушевлением, был очень рад общению с журналистами и даже попросил сделать совместное фото.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Собрать пазл из четырех тысяч элементов для нее не проблема»
Еще одна подопечная «Заботы» – 29-летняя Валерия Соловьева, она приходит на занятия вместе с мамой Евгенией. В тот день они старательно вырисовывали голубые линии – должен был получиться земной шар.
«Мы занимаемся здесь уже шесть лет, создаем красоту, потом радуемся. Я рисовать не умею, но стараюсь. Еще мы любим уроки керамики. Работу Леры даже выставляли на выставке в Культурном центре имени Пушкина. Выставки наших работ также проходят в ГСИ. Ей очень важно делиться красотой, которую она создает», – рассказывает мама Валерии.
По словам Евгении, она приходит сюда не только для того, чтобы позаниматься. Как и дочь, она находит здесь общение, которого им не хватает.
«У меня даже круг общения поменялся – другие люди ведь не понимают моих проблем, а здесь все понимают», – добавила она.
Самостоятельно рисовать и лепить без посторонней помощи Валерия не может. Но есть занятия, с которыми она справляется лучше многих здоровых людей.
«Она одна может собрать пазлы – четыре тысячи элементов для нее не проблема. Я в жизни бы не собрала. Алмазную мозаику она тоже любит собирать – пока не соберет, спать не ляжет. У нас вся дача в пазлах, мозаиках и рисунках – она очень много чего делает. И еще у нее очень хорошая память – запоминает цифры, адреса, имена. Если ее спросить, она все расскажет», – объяснила мать девушки.
Мама и дочь не только пользуются услугами центра, но и работают здесь волонтерами – они помогают на ярмарках продавать изделия, которые сами же здесь и делают.
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»
«Мы не допустим иждивенчества – здесь никто ничего никому не должен»
Команда «Заботы» в основном состоит из родителей, которые приводят сюда на занятия детей. Кто-то ведет занятия, кто-то организует праздники. Все вместе отвечают за уборку.
«Мы все делаем сами, стараемся на всем экономить. Наши мамы даже обучились вокалу и регулярно дают концерты. Вовлеченность родителей в процесс очень важна. Здесь каждый должен чувствовать себя как дома: пришел и убрался, если нужно, помог педагогам, другим детям. Наша работа требует отдачи, иначе ничего не получится. К тому же наша задача – дать удочку, а не рыбу. Мы не допустим иждивенчества. Здесь никто ничего никому не должен. Возможно, кого-то это может оттолкнуть, потому что люди избалованы множеством благотворительных фондов и существует даже конкуренция за семьи», – объясняет матушка Надежда.
Здесь не собирают деньги, как в других фондах, но учат быть полезными, делиться, быть частью команды, находить себя, отметила руководитель «Заботы».
«Наши подопечные создают все свои творения при помощи взрослых. Кто-то больше нуждается в присутствии взрослого во время этого процесса, кто-то – меньше. Мы все-таки говорим о детях с тяжелыми формами инвалидности, с ментальными нарушениями, с психическими заболеваниями. Для нас важно, чтобы родитель сам был вовлечен в творческий процесс, иначе, если ты сам не сел и не начал рисовать, ребенок тоже не начнет. У нас есть истории, когда ребенок с аутизмом просто сидел и наблюдал, как рисует мама, и спустя время сам начал рисовать, а потом стал побеждать в конкурсах. Через арт-терапию родители сами получают разгрузку, а потом это происходит и у ребенка», – говорит она.
Важно не ждать быстрого результата, необходимо увидеть сильную сторону ребенка. Одна из подопечных центра могла рисовать только круги – она до дыр разрисовывала листы бумаги.
«Педагог не стала переделывать ее рисунки, она просто стала дальше продвигать ее в этом направлении. Она увидела в этом творческую изюминку ребенка. Дыры ушли, появился объем, появились краски и цвета. Мы даже задумались о персональных выставках», – поделилась матушка Надежда.
Каждый, кто хочет стать частью семьи «Заботы» или помочь им, может перейти по ссылке и найти всю необходимую информацию об организации.