Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста
Мы уже на Голгофе. Стоим и вслушиваемся в последние слова Иисуса. Их немного — всего семь фраз. И каждая как-то особенно резонирует, отзывается в сердце. Их произносит страдающий Богочеловек. В них удивительным образом выражено всё, чему учил Христос, как Он поступал и как призывал поступать других во время Своей земной жизни, Его Миссия и Его подвиг.
Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43).
Иисус был распят не один. Рядом с ним по правую и левую стороны на таких же крестах висели двое преступников, осужденных на смерть римским правосудием. Это были не просто воры или мошенники. Греческое слово λῃσταί (лестаи), которым они названы в Евангелии, означает скорее разбойников, бандитов, участников вооруженных грабежей и восстаний. Именно к таким людям в римской системе применялась казнь через распятие. Есть версия, что они могли быть соратниками Вараввы — того самого смутьяна, который был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк 23:19) и которого народ попросил отпустить вместо Спасителя.
Физически эти люди испытывали не меньшие страдания, чем Иисус, ту же невыносимую боль, удушье, жар от палящего солнца. Но что происходило в их душах? Евангелисты Матфей и Марк, описывая сцену казни, отмечают, что распятые с ним поносили его (Мф 27:44; Мк 15:32). Даже корчась в предсмертных муках, разбойники продолжали источать злобу и ненависть, которыми была наполнена вся их жизнь. Однако евангелист Лука, который наряду с апостолом Иоанном Богословом оставил наиболее подробное описание происходившего на Голгофе, уточняет: злословил Иисуса только один из распятых, в то время как другой унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41). Сказав это, разбойник, которого в церковной традиции стали называть благоразумным, обратился к Иисусу со словами: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23:42).
Страстная седмица — время предельной духовной сосредоточенности. Все внимание устремлено на Спасителя. Мы словно забываем о себе и следуем за Ним: проходим мимо засохшей смоковницы, становимся свидетелями спора между Учителем и учениками в доме Симона прокаженного, а потом — участниками Тайной Вечери, поеживаемся от ночного холода и усталости в Гефсиманском саду, где происходит самое страшное предательство в истории человечества.
Каждый день Страстной седмицы в центре наших размышлений одно из предсмертных высказываний Господа на Кресте. И, как всегда, самые главные вопросы, на которые всем нам нужно ответить: где и с кем я стою на Голгофе? Что произносимые Спасителем слова значат именно для меня? Как они преломляются в моей жизни и меняют ее?
Откуда Лука узнал об этом? Считается, что многие сведения о жизни Христа он получил непосредственно от Божией Матери. Именно в Евангелии от Луки нашли отражение события, о которых никто, кроме Богородицы, не мог знать: явление Архангела Гавриила, известившего Деву Марию, что она станет матерью Спасителя, встреча Пречистой с матерью Иоанна Предтечи, праведной Елисаветой, подробное описание беседы Святого семейства со старцем Симеоном в Иерусалимском храме и др. Только у Луки мы видим внутренний мир Богородицы — Ее раздумья, страхи, радость, размышления. Очевидно, что и подробности происходящего у Креста Лука мог слышать от Богоматери, которая с самого начала неотлучно находилась там.
Рассказ Луки не противоречит свидетельству других евангелистов. Вполне возможно, что вначале оба разбойника насмехались над Иисусом и злословили его. До тех пор, пока один из них не осознал, каким-то шестым чувством не понял, Кто висит рядом с ним, а осознав, исповедал Его Господом и произнес слова, которые мы сегодня каждый раз поем на литургии: во Царствии Твоем помяни мя, Господи. В ответ на просьбу разбойника, Спаситель обещает ему рай, в который он войдет вместе с Ним. В этих словах, как и в молитве о распинателях, раскрываются Божественное всепрощение и Божественная любовь. Любовь, которая одинаково простирается на праведников и грешников, потому что все они — дети Божии. Именно к такой любви и к такому совершенству призывал Иисус в Нагорной проповеди: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:44–48).
Почему же такая несправедливость, спросит кто-то? Человек всю жизнь злодействовал и первым вошел в рай. Справедливости тут действительно нет. Потому что Бог и то, что мы понимаем под справедливостью, — категории абсолютно разного порядка. Об этом ярко сказал в свое время преподобный Исаак Сирин: «Не называй Бога справедливым. Потому что, если Бог справедлив, я погиб». Человеческие представления о справедливости, которые строятся вокруг понятия о равном, адекватном возмездии, к Богу неприменимы. Господь не справедлив — Он сама любовь и само милосердие. Значит ли это, что все грешники спасутся и войдут в рай? Тут все зависит от грешника. Эпизод с благоразумным разбойником открывает удивительную истину: спасение возможно для любого человека в любую минуту, если он обратится к Богу с покаянием. Разбойник — сам пример такого покаяния. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот евангельский эпизод подмечает, что разбойник сначала признал свои преступления, принял суровость наказания, раскаялся и уже потом обратился ко Христу со смиренной просьбой не забыть о нем в Небесном Царстве.
Какой урок мы можем извлечь из диалога разбойника со Спасителем? «Никогда не отчаивайся, — советует в толковании на этот эпизод Иоанн Златоуст, — но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях».
Диалог между разбойником и Христом ломает все представление о линейности «заслуг» и «наказаний». Спасение не покупается заслугами. Оно — дар. Человек может быть разбойником всю жизнь и за одно мгновение — при искреннем обращении — обрести рай. Никогда не поздно покаяться. Ведь Господь всегда рядом. И разбойник — тому свидетель. Даже умирая, он смог открыть сердце Богу и обрести блаженство.