На отдых каждого московского школьника в «Сямозеро» должны были потратить 38 тысяч из бюджета
На лагерь «Сямозеро» родители московских школьников жаловались не первый год. Интернет пестрит сообщениями из разряда: «мама, забери меня из этого ада». Неужели чиновники, выдававшие путевки, эти отзывы не видели? Напомним, путевки были бесплатными, их предоставляли детям из неполных, малообеспеченных и многотетных семей.
Проверял вообще кто-нибудь злополучный лагерь?
Да, проверки были, в основном их проводили местные службы - сандэпиднадзора, МЧС, администрации. Департамент труда и социальной защиты Москвы как заказчик детского отдыха прописал свои требования в госконтракте. Контракт руководство столичного департамента заключило с начальником ООО «Парк-Отель «Сямозеро» Еленой Решетовой на сумму более 45,3 миллиона рублей. За эти деньги москвичам полагалось 1478 путевок на шесть смен: четыре - летом и по одной осенью и зимой. То есть на каждого ребенка из городского бюджета планировали потратить за лето около 38 тысяч рублей, за осень - 12 600 рублей, за зиму - 25 200 рублей. Из документов понятно, что лагерь «Сямозеро» оказался единственным поставщиком, с которым и был заключен контракт. Это так и записано в карточке контракта на портале госзакупок (см. на нашем сайте). Кстати, по данным портала госзакупок раньше руководство «Сямозеро» уже не раз заключало контракты как единственный поставщик. Чаще всего у себя дома, в Карелии (7 контрактов) и дважды в Москве.
В последнем московском госконтракте скупо говорится о проверках лагеря. Чиновники столичного департамента соцзащиты «вправе запрашивать и получать от исполнителя информацию о результатах проверок... в том числе знакомиться с записями в специализированных журналах, в которых делается отметка о проведенной проверке (плановой/внеплановой)». Речь идет о службах государственного и муниципального контроля, то есть фактически о местных ведомствах. На 30 страницах госконтракта лишь один раз указано: «Заказчик (то есть департамент соцзащиты Москвы. - Авт.) вправе провести осмотр оздоровительного учреждения на предмет соответствия требованиям настоящего технического задания». Но ни слова нет о том, когда и сколько раз должны приезжать в лагерь проверяющие из Москвы и что они будут осматривать. В контракте только написано, что столичные власти имеют право отправить с детьми в лагерь своих сотрудников в качестве сопровождающих из расчета 1 взрослый на группу из 12 детей.
То есть о проверках и безопасности в контракте упомянули вскользь, очень обтекаемо. Но зато программа отдыха школьников подробно расписана по возрастам. Например, 12 - 13-леток в лагере должны были научить навыкам управления рафтом, каноэ, экстремальному плаванию, основам спасательных работ, первой помощи на воде. Подросткам обещали «сформировать характер». А из 16-17-летних гостей лагеря и вовсе собирались, похоже, вырастить будущих Рэмбо. В программе у старшеклассников - навыки рукопашного боя, дневные и ночные разведывательные и «диверсионные» операции, освоение стрелкового оружия.
В требованиях к программе отдыха детей написано: «Основная цель курса – формирование в ребенке уверенности, качеств лидера, способности преодоления страха, усталости при действиях в сложных ситуациях, духа взаимовыручки, соревновательности и навыков, необходимых для совместного преодоления трудностей». Похоже, эту часть своих обязанностей в лагере «Сямозеро» поняли слишком буквально. И добились этой цели ценой 13 жизней детей.
КСТАТИ
Все-таки проверки проводят
В других ведомствах накануне сезона ужесточили контроль за лагерями.
Московских детей на отдых в загородные лагеря отправляет за счет городского бюджета не только департамент соцзащиты, но и другие ведомства. Большинство школьников развозит по летним лагерям департамент культуры через Государственное автономное учреждение культуры «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «Мосгортур») и Федерация профсоюзов Москвы. По данным мэрии, в этом году город закупил путевки на 160 тысяч детей, в основном это льготники. Из них через департамент соцзащиты москвичи получили около 9 тысяч путевок. Остальное раздавали нуждающимся через «Мосгортур».
- В этом году мы запустили трехэтапную систему проверок детских оздоровительных лагерей и семейных баз отдыха, - сообщила «КП» пресс-секретарь «Мосгортура» Яна Фомина. - Лагерь выигрывает конкурсную процедуру. Наши сотрудники едут его осматривать на соответствие представленной в конкурсной документации информации и нашему техническому заданию. Если в лагере все хорошо, заключаем договор. Бывает, находим в лагере несущественные недостатки. Тогда об этом составляется акт и база берет на себя обязательства устранить проблемы ко второй проверке. Вторая проверка проводится в конце апреля - середине мая, когда мы оцениваем готовность к сезону. Третья проверка - это контроль уже во время отдыха. В наших детских лагерях работает два администратора - руководитель смены, отвечающий за хозяйственно-административные вопросы и руководитель программы, отвечающий за реализацию программы, работу вожатых и эмоциональное состояние детей. Плюс из каждого лагеря мы все лето ведем онлайн-дневники на нашем сайте. Вожатые выкладывают фотографии ежедневно. И родители могут следить за отдыхом. То, что произошло в Карелии это трагедия. Мы соболезнуем родным и близким.
