"Левша": как Лескова киношники перековали
«Левша» дебютанта Владимира Беседина и кинокомпании Ильи Куликова Legio Felix был одним из самых ожидаемых российских фильмов последнего времени. В том числе для работников киноиндустрии: на премьеру пришла масса режиссеров первого ряда – огромный зал «Октября» был полон. Технически картина впечатляет: упор был сделан на натурные съемки и на разработку разнообразных диковинных механизмов (например, робота-собутыльника). Однако содержание «Левши» не просто ушло далеко от знаменитой повести Николая Лескова (в конце концов, это было ожидаемо, ведь перед нами приключенческий боевик). Оно на 180 градусов противоположно тому, о чем говорил автор.
Ради этого, очевидно, изменили и время действия. Если у Лескова действие разворачивается сначала при Александре I, а потом при Николае I, то в фильме речь о конце XIX века, когда правил уже Александр III. То есть постнаполеоновское время, когда в России пытались провести либеральные реформы и интересовались Западом, в картине Владимира Беседина заменено временем консервативной политики и противостояния с Великобританией по вопросу Афганистана.
[embed]https://profile.ru/culture/kinofestival-sandens-2026-samye-o...[/embed]
Выкованная в Англии заводная танцующая блоха была предметом восхищения для Александра II, который после Венского конгресса ездил по Европе и с искренним интересом изучал произведения местных мастеров (так, по крайней мере, происходит у Лескова в повести). В кино же блоха сразу ассоциируется с чем-то опасным, загадочным, с возможным заговором против России. Металлическая блоха, найденная во дворце, как довольно быстро становится понятно, в фильме подобна современным подслушивающим устройствам – «жучкам». Наверняка в деле замешан британский шпион – некто в маске, еще в первых кадрах убивающий несколько российских тайных агентов.
У Лескова при Николае I блоха тоже становится символом некоторого соревнования двух держав, но это не вопрос государственной важности. Царь хочет показать блоху тульским умельцам, чтобы они придумали, что с ней еще этакого сделать, дабы доказать, что они «никого не хуже». Главной темой повести при этом становится судьба маленького человека, которому на чужбине готовы были предоставить все возможности для работы и жизни, но который предпочел вернуться на родину, чтобы поделиться знанием о том, как правильно чистить ружья. А на родине оказался никому не нужен и умер стремительно, нелепо, в безвестности.
Левша, сыгранный Юрием Колокольниковым, – это альтернативная версия героя. Он, в отличие от необразованного персонажа повести, не просто обладает природным большим талантом – он гениален. Судя по тому количеству изобретений, которые ему удалось создать, имеет университетское образование по точным наукам. Кроме того, он супермен: ловкий, сильный, выносливый. Да еще и с чувством юмора. От алкоголизма излечивается на раз, как только становится нужен родине.
[caption id="attachment_1815124" align="aligncenter" width="1200"] Кадр из фильма "Левша"[/caption]
Идея поставить такого героя из народа в центр приключенческой картины с погонями, убийствами, предательствами – сама по себе отличная. Он мог бы стать протагонистом комикса вроде «Майора Грома», на киноверсию которого явно ориентировались авторы при создании «Левши» – тем более что Владимир Беседин был режиссером одноименной короткометражки 2017 года. В «Левше» тоже изображен нарядный Санкт-Петербург – только образца конца XIX века, когда в городе должна была открыться первая электростанция.
[embed]https://profile.ru/culture/samye-ozhidaemye-filmy-2026-ovcy-...[/embed]
В картине Владимира Беседина так же восхищаются представителем силовых структур: в «Левше» герой Колокольникова становится напарником офицера полиции Петра Огарева (Федор Федотов) – преданного государству настолько, что собственный отец, обвиненный когда-то в предательстве родины и погибший, ему отвратителен. Правда, если в «Майоре Громе» все-таки есть какая-то идеологическая двойственность, и трактовать его первую кино-часть можно по-разному, то в «Левше» все однозначно и одномерно.
Фильм изобилует многочисленными (и весьма удачными) экшен-сценами и комическими эпизодами. Авторы картины действительно придумали массу забавных «гаджетов», изобретенных Левшой. Это и фен, и машина по готовке картофеля «по-деревенски», и тот самый робот, извлекающий из своего нутра все новые и новые стопки водочки, и многое другое. Всего более двадцати уникальных устройств, включая исторические мотоцикл и автомобиль для сцен погони. Все это очень зрелищно, эффектно и забавно. Однако ответа на вопрос, зачем для этого нужно было выворачивать наизнанку бедного «Левшу» Лескова, зрители так и не получат.
