Советский голод 1946–1947 годов
За время Войны немцы разрушили около 100 тысяч колхозов и 65 тысяч километров железных дорог. Численность трудоспособного мужского населения на селе откатилась к уровню 1931 года, а парк тракторов и тяглового скота сократился вдвое. Как итог, объёмы производства сельхозпродукции упали на 40%.
Летом 1946 года многие зерновые районы европейской части СССР страдали от сильнейшей засухи, а на востоке, наоборот, прошли избыточные дожди. Средняя урожайность резко упала, из-за чего в 1946 году не удалось собрать достаточно зерна.
Одновременно с этим Сталин решил поскорее наполнить «закрома» на случай следующей войны и установил очень высокие планы по сдаче зерна, не сделав послаблений даже для пострадавших от засухи районов. За невыполнение планов по сдаче зерна председателей колхозов сажали тысячами (ссылка), поэтому, чтобы избежать лагерей, они зачастую оставляли колхозников без хлеба, отдавая наверх весь урожай. В итоге зерно собрали, но сохранить его не смогли: приспособленных для хранения зерна складов в СССР не хватало, поэтому значительная часть собранного урожая сгнила.
Зерно можно было бы купить за рубежом, взять в долг или получить в виде гуманитарной помощи от капиталистов, но Сталин решил обойтись своими силами. Он не только отказался участвовать в американском плане Маршалла по восстановлению Европы, но и попросил того же от восточных сателлитов СССР, а взамен пообещал им помочь продовольствием. Поэтому даже в самый разгар голода Сталин вывозил зерно за рубеж: например, в Польшу, Румынию и Чехословакию. Также Сталин отгружал зерно французам, чтобы устроить пропагандистское шоу для французских коммунистов: «СССР кормит Францию». Речь идёт о миллионах тонн: если бы это зерно было распределено между советскими голодающими, смертей от голода удалось бы полностью избежать.
Точные данные о количестве погибших отсутствуют. В исследовании демографа В. Ф. Зимы говорится, что жертвы голода и связанных с голодом болезней составили около 1 миллион человек (ссылка). Другие исследования дают сходные цифры.
Сильнее всего голод ударил по центрально-чернозёмным областям РСФСР: по Воронежской, Курской, Тамбовской областям. Там продовольствие власти выгребли полностью: еды не было вообще, фиксировались случаи каннибализма. Также сильно пострадали Поволжье, Ставрополье, Краснодарский край, южные области УССР и Молдавская ССР. Голод ощущался и на остальной территории СССР, даже в городах были случаи истощения и смертей рабочих прямо на предприятиях. (Нормы выдачи хлеба по карточкам в 1946 году резко сократили).
Транспортные проблемы усугубили ситуацию. Власти организовали патрули, чтобы задерживать голодающих, бегущих от голода в другие регионы: голодающие оказались заперты в зонах бедствий. И наоборот: даже имеющееся зерно не всегда вовремя доходило до нуждающихся, так как советская логистическая сеть была плохо развитой, при этом приоритет проезда имели не поезда с продовольствием, а промышленные грузы и экспортные поставки.
Попытки помочь голодающим Советская Власть тоже предпринимала: открывала столовые для голодающих, например. Также власти пытались раздавать колхозам зерно для посадки. К сожалению, в условиях слабой логистики, общего дефицита зерна и плохого управления эти меры имели скорее символический эффект. Голод сошёл на нет только с новым урожаем, в конце 1947 года.
Вероятно, голода можно было бы избежать, снизив нормы отбора зерна из колхозов, раздав народу государственные резервы (как это сделал в аналогичной ситуации Борис Годунов) или приостановив экспорт продовольствия. Ещё в марте 1946 года советскому руководству шли докладные записки, из которых ясно следовало, что хлеба стране не хватит (ссылка).
Сталин, однако, решил, что ради выполнения политических задач голод следует перетерпеть. Ни внутри страны, ни на международной арене СССР голод 1946–47 годов не признавал.
