Готова ли Южная Корея обзавестись ядерной бомбой?
Большинство граждан Южной Кореи (57,4 %) считают, что их стране следует обзавестись ядерным оружием (ЯО). Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного 16 и 17 января по заказу известного интернет-издания «Дэйлиан». Против перспективы стать ядерным государством высказались 39,3% респондентов. Исследование также показало, что в основном о ЯО мечтают сторонники правоконсервативных сил, но и большинство умеренно левых националистов (нынешняя оппозиция) тоже согласно, что с собственной ядерной бомбой Корее будет лучше, чем без нее.
Сенсацией опрос не стал и особого внимания не привлек. Его результаты в очередной раз подтвердили известный факт: на протяжении пары десятилетий подавляющее большинство жителей Южной Кореи (от 55% до 75%) считают, что их стране пора вступить в ядерный клуб. Однако уже через несколько месяцев он фактически дезавуировал собственные слова. 11 января президент Юн Сок Ёль сказал, что Сеул в состоянии быстро разработать тактическое ядерное оружие и что он может сделать это, если угроза со стороны КНДР «примет более серьезный характер». Впервые глава южнокорейского государства сказал, что вариант с разработкой собственного ядерного оружия вполне может стать частью повестки дня.
Южная Корея не собирается идти по пути КНДР, трудившейся над созданием ядерного оружия несколько десятилетий, упорно отрицая, что подобные работы имеют место, и настаивая, что ее ядерная программа носит «исключительно мирный характер». Южнокорейский истеблишмент (точнее, та растущая его часть, которая хочет обзавестись ЯО) собирается делать все по закону и по правилам. Предполагается, что Сеул сначала формально выйдет из Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия и только после этого приступит к разработке собственного ЯО.
Впрочем, ключевую роль тут все же будут играть не технические возможности Кореи, а отношение Вашингтона к ее ядерной программе. Формально позиция США остается жесткой. В октябре американский посол Филипп Голдберг подчеркнул, что он поддерживает сделанное в августе заявление президента Юн Сок Ёля о том, что Южная Корея не собирается разрабатывать собственное ядерное оружие (как мы помним, через некоторое время Юн Сок Ёль сделал заявление противоположного свойства).
Митинг в Сеуле против политического режима КНДР, сентябрь 2016 года Kim Hong-Ji/REUTERS
Меж тем из разговоров с представителями американских политических кругов можно сделать вывод: отношение Вашингтона к перспективе обзаведения Сеулом ядерной бомбой не столь однозначно. В американском политическом классе хватает тех, кто считает: Южная Корея, создав ядерное оружие, сможет лучше обеспечивать собственную безопасность, что заметно облегчит бремя, которое сейчас несут США. Кроме того, создается впечатление, что многие американские аналитики готовы смириться с южнокорейскими ядерными амбициями просто потому, что эти амбиции не по нраву Пекину – кто ж не хочет потроллить своего главного внешнеполитического противника? Более того, кризис в отношениях Китая и Южной Кореи, который, скорее всего, станет следствием начала работы над ядерным проектом, вполне соответствует американским интересам – Вашингтону уже давно хочется вбить дополнительный клин в и без того непростые отношения Пекина и Сеула.
Впрочем, когда южнокорейские официальные лица говорят о создании ядерного оружия, следует иметь в виду, что подобные заявления могут не столько отражать их реальные намерения, сколько служить средством мягкого дипломатического шантажа Соединенных Штатов. Кажется, что пока администрация Юн Сок Ёля делает ставку все-таки не на создание собственной ядерной бомбы, а на то, чтобы максимально привязать Вашингтон к Сеулу и увеличить американское военное присутствие на полуострове.
Решится ли в итоге Южная Корея на создание собственного ЯО, или дело ограничится одними разговорами? Ответить на этот вопрос можно будет только через несколько лет, но представляется, что вероятность возникновения ядерной Южной Кореи все-таки ниже, чем вероятность того, что сохранится статус-кво. Тем не менее впервые за последние полвека корейский истеблишмент стал всерьез говорить о том, чтобы пойти по ядерной тропинке, и это знак перемен.
Автор – профессор университета Кукмин (Сеул)
