Депутат Госдумы Жанна Рябцева провела ревизию очистных на Байкале
Делегация, в составе которой работала заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии, проверила строительство объектов нацпроекта «Сохранение озера Байкал».
Поводом для проверки стало завершение сроков реализации – с начала 2019 года до 31 декабря 2024 года. Моделью для сравнения стал нацпроект «Оздоровление Волги», который исполнялся в те же сроки. Депутат в своем ТГ-канале анонсировала визит в три региона: «По плану 6 ноября Забайкальский край, 7 ноября Бурятия, 8-9 ноября Иркутская область».
На руководство Республики Бурятия, подрядных организаций и местные СМИ ее визит произвел сильное впечатление. Корреспондент «МК в Улан-Удэ» описал это так: «Депутат на повышенных тонах и невзирая на чины, допрашивала всех причастных к строительству и эксплуатации очистных, начиная от «рядовых», заканчивая «генералами» - главой Бурятии, инфраструктурным зампредом Евгением Луковниковым и даже заместителем министра строительства и ЖКХ Алексея Ересько, к слову, приехавшим вместе с Жанной Рябцевой. …Зрелище для жителя республики, лояльно относящихся к своим руководителям, крайне редкое, если не сказать, что небывалое.»
Увиденное на Байкале, на первый взгляд, действительно заслуживало критики. В Северобайкальске делегации предъявили очистные сооружения с биологической очисткой мощность 5000 кубометров в сутки, стоимость контракта 3,2 млрд рублей. Срок сдачи по плану 2025 год, однако выполнение всего 22,13 процента вместо 61,15 по графику.
Сравнив этот объект с волжской моделью, Жанна Рябцева нашла аналогичные по мощности очистные в городе Ворсма Нижегородской области. Там строительство обошлось в 345 млн рублей, и объект сдан в 2020 году. Еще один объект в Республике Марий Эл построен за 349 млн рублей.
Глава Бурятии Алексей Цыденов, по словам Рябцевой, был первым среди волжских и байкальских губернаторов, кто ездил по всем объектам вместе с делегацией из Москвы. Он, видимо, был неприятно поражен информацией о делах на Волге, поэтому вскоре после отъезда гостей отправился в Ворсму, чтобы сравнить очистные. Впрочем, заранее понятно, что строительство в центре России и в Северобайкальске сильно отличается по стоимости материалов (в Центральной экологической зоне даже песок и щебень нельзя брать на месте, все нужно вести издалека).
Кроме того, северный Байкал – это район, где все объекты строят с учетом высокой сейсмичности, в том числе и очистные. Это еще один фактор удорожания проектов. Не исключено, что и требования к степени очистки, а следовательно и использованному оборудованию, существенно отличаются.
Если по стоимости местные органы власти и проектировщики сами себе заранее все объяснили, то по срокам строительства ситуация в Бурятии действительно неприятная. Работы на очистных в Улан-Удэ выполнены на 28.62 процента вместо 92,34, а отставание по срокам более 260 дней. Комиссия обнаружила не только нарушения, требующие приостановки строительства, но и… вторичное загрязнение, когда вода на выходе из очистных оказалась хуже, чем на входе.
Очистные в поселке Выдрино мощностью всего 300 кубометров в сутки, были введены в марте 2022 года. Однако парламентская комиссия обнаружила, что практически сразу значительная часть оборудования вышла из строя – и не отремонтирована до сих пор. В поселке Тарбагатай строят очистные мощностью 50 кубометров в сутки, но отставание составило уже 700 дней – как и в поселках Хилок и Жипхеген Забайкальского края.
Тут делегация перебралась в Иркутскую область и получила информацию о проектировании очистных в Слюдянке, Култуке и Ангасолке. Эти объекты не включены в нацпроект, но их проектирует организация «Костромапроект», которая, по словам Рябцевой, на Волге «…объект на 800+ млн «напроектировали» одним местом (и это не руки)».
Сообщение о визите в Иркутск появилось в ТГ-канале депутата Рябцевой ночью 12 ноября по иркутскому времени (или поздно вечером по Москве), и стало самым позитивным во всей серии. Несмотря на самые большие объемы работ, в Иркутске депутату понравилось: «Объект сдан, работает. Как видно из видео, выявлено превышение по ртути и никелю - но тут речь про разовый сброс какого-то из предприятий, разбираются, найдут. Подход здесь основательный».
Нельзя сказать, что делегация собрала информацию, о которой не знали бы жители Бурятии, Забайкалья и Иркутской области. Однако в самом начале поездки Жанна Рябцева попросила присылать ей документы и сообщения о положении дел, и, видимо, кое-что ей прислали – один документ о выборе подрядной организации она даже опубликовала. Какие выводы сделают участники делегации по итогам поездки пока неизвестно, но «Альтаир» будет следить за развитием событий.