Южная Корея начала серийное производство вертолётов LAH-1 Miron
Церемония передачи первых вертолётов LAH-1 заказчику, 26 декабря 2024 г.
С начала прошлого десятилетия армия и промышленность Республики Корея занимались разработкой нового среднего боевого вертолёта. К настоящему времени они завершили все необходимые работы и приступили к серийному производству этой машины. В конце декабря заказчик получил два первых серийных изделия, которые будут приняты на вооружение под индексом LAH-1 и названием Miron.
Первая поставка
26 декабря на заводе корпорации Korea Aerospace Industries в г. Сачхон прошла торжественная церемония передачи первых вертолётов LAH-1 заказчику. В мероприятии приняли участие руководство компании-производителя, представители вооружённых сил и другие официальные лица.
Поставка серийных LAH-1 началась с двух вертолётов, недавно построенных на заводе KAI в Сачхоне. Заказчик принял эту технику и подписал необходимые документы.
В ходе церемонии официальные лица подчеркнули значимость этого события и проекта Miron в целом. Представители заказчика и исполнителя подтвердили свою готовность своевременно и в полном объёме выполнить существующие контракты. Благодаря этому вооружённые силы Южной Кореи к началу следующего десятилетия получат необходимое количество новых вертолётов.
В ближайшее время два первых LAH-1 планируется отправить в одну из строевых частей армейской авиации для освоения и начала эксплуатации. Подробности этих планов пока не уточняются. Также неизвестно, когда заказчику будут переданы новые вертолёты. Предполагается, что это произойдёт в ближайшие месяцы.
Минобороны Южной Кореи планирует закупить и получить до 2031 г. более 200 вертолётов новой модели. Уже имеются два контракта, но их объём остаётся неизвестным. Возможно, они не предусматривают поставку всех запланированных вертолётов. Если это так, то в будущем следует ожидать появление новых договоров между военным ведомством и корпорацией KAI.
Один из первых серийных LAH-1
Современная замена
В 2010 г. командование сухопутных войск Южной Кореи пришло к выводу о необходимости обновления парка боевых вертолётов армейской авиации. Были сформированы требования к перспективному вертолету, после чего начались соответствующие работы и поиски. С помощью новой техники в будущем собирались заменить имеющиеся машины Hughes MD 500MD Defender и Bell AH-1S Cobra.
Первая половина десятых годов ушла на изучение имеющихся возможностей и поиск подрядчика, которому в ближайшем будущем предстояло разработать полноценный проект. На этой стадии появилось решение об одновременной разработке двух унифицированных вертолётов — боевого и гражданского.
Разработчика проектов LAH (Light Armed Helicopter) и LCH (Light Civil Helicopter) выбрали в июне 2015 г. Оба вертолёта должна была разработать корпорация KAI. Она получила соответствующие заказы от Минобороны в лице агентства военных закупок DAPA и от Корейского института развития промышленных технологий (KEIT). В 2022 г. планы по программе расширили. KAI приступила к разработке многоцелевого транспортно-пассажирского вертолёта Light Utility Helicopter (LUH).
Контракт между KAI и DAPA предусматривал разработку боевого вертолета LAH. Стоимость этой работы оценили в 650 млрд (ок. 590 млн долларов США). Заказчиком по проекту LCH выступил институт KEIT, который выделил на этот проект всего 350 млрд вон (ок. 315 млн долл.) Кроме того, сама корпорация-разработчик должна была инвестировать еще 200 млрд вон (180 млн долл.)
В марте 2015 г., ещё до получения заказа на разработку двух проектов, корпорация KAI заключила соглашение о сотрудничестве с европейской компанией Airbus Helicopter. Согласно этому документу, «Эйрбас» должна была предоставить документацию по своему вертолету H155 и вложить в совместный проект 400 млрд вон (ок. 360 млн долл.)
На стадии испытаний
Проект LAH фактически основывался на существующем вертолёте Airbus H155, что в известной мере упростило и ускорило его разработку. Уже в 2017-18 гг. корпорация KAI смогла начать сборку первого опытного вертолёта для будущих испытаний.
Miron на одной из недавних выставок. Хорошо видны ОЭС и пушечная установка
Сборка прототипа LAH проходила на заводе KAI в г. Сачхон. Выкатка и презентация готового вертолёта состоялась в декабре 2018 г. Около полугода ушло на дополнительные мероприятия и наземные испытания. Первый полёт состоялся в начале июля 2019 г.
В том же году из цеха выкатили второй прототип LAH, а вскоре за ним последовал третий. Лётные испытания второго вертолёта начались в декабре 2019-го, а третий поднялся в воздух в 2020-м.
В течение следующих нескольких лет три вертолёта регулярно выполняли полёты с различными целями. Отрабатывалась работа систем и механизмов, подтверждались различные характеристики. Значительную часть испытаний заняла отработка применения штатных вооружений. При всей сложности проекта, к 2023 г. удалось успешно завершить все основные работы.
Контракты и планы
По итогам проведенных испытаний Минобороны приняло решение о начале закупок нового вертолёта. Ранее было объявлено, что для обновления вертолётного парка армейской авиации необходимо не менее 210 новых машин. Их строительство может занять значительное время и потребует соответствующего финансирования.
Первый контракт на серийное производство LAH был подписан в декабре 2022 г. По его условиям, корпорация KAI должна построить и передать армии первую партию из 10 вертолётов общей стоимостью 302 млрд вон (235 млн долларов). Сдача первых машин была запланирована на декабрь 2024 г. Эти планы удалось выполнить, пусть даже и за несколько дней до окончания установленного срока.
В декабре 2023 г. агентство DAPA выдало второй контракт на серийное производство LAH. На этот раз стоимость контракта составила 1,4 млрд вон (1,08 млрд долл.) Количество заказанных вертолётов не уточняется. Вероятно, речь идет о нескольких десятках машин. Их поставки начнутся в конце 2025 г.
Двигательная установка и втулка несущего винта
Согласно опубликованным данным, строительство 210 вертолетов будет продолжаться до 2031 г. Можно предположить, что два существующих контракта не покроют даже половины этих планов, и в будущем будут заключаться новые.
В начале октября 2024 года стало известно, что новые вертолёты будут поступать на вооружение под обновлённым индексом LAH-1. Кроме того, новое изделие получило имя «Мирон» (кор. «Дракон-сто»).
Технические особенности
LAH-1 Miron представляет собой ударный вертолет лёгкого класса, предназначенный для армейской авиации Южной Кореи. Машинам этого типа предстоит искать и поражать различные наземные цели, для чего предлагается набор ракетного и ствольного вооружения.
Вертолёт построен по нормальной схеме с одним несущим винтом и рулевым винтом в кольцевом канале. Он имеет обтекаемый фюзеляж с кабиной пилотов в носу и грузопассажирской кабиной в средней части. Силовая установка размещена в верхней части фюзеляжа, над кабиной.
Общая длина LAH-1 составляет 14,3 м при максимальной высоте (на стоянке) 4,3 м. Сухая масса вертолёта – 3,4 т, максимальная взлетная – ок. 5 т.
Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями Arriel 2L2 от компании Safran, каждый из которых развивает мощность 1024 л.с. Используется несущая система традиционной архитектуры с пятилопастным воздушным винтом. Заявлена максимальная скорость более 240 км/ч и дальность ок. 860 км.
Кабина экипажа двухместная, с расположением пилотов бок о бок. В состав экипажа входят пилот и оператор-наводчик, отвечающий за управление вооружением. Используется т.н. стеклянная кабина с несколькими крупноформатными дисплеями. Кроме того, летчики должны использовать нашлемную систему индикации Thales Scorpion.
Основным инструментом освещения обстановки, поиска целей и наведения оружия является оптико-электронная станция Hanwha Systems TADS. Её «шар» с оптикой подвешен на носу фюзеляжа.
Под носовой частью фюзеляжа смонтирована подвижная пушечная установка с широкими углами горизонтальной и вертикальной наводки. На ней размещена 20-мм автоматическая пушка M197.
На бортах фюзеляжа предусмотрено крыло небольшого размаха с точками подвески для ракетных вооружений. LAH-1 может нести два блока 70-мм неуправляемых ракет. Также возможно применение их корректируемой модификации.
В качестве основного оружия вертолёта рассматриваются управляемые ракеты «воздух-земля» Chungum / TAipers от компании Hanwha. LAH-1 может нести до четырех таких ракет, по две под каждым крылом. Изделие Chungum представляет собой твердотопливную ракету длиной 1,8 м и массой 35 кг с дальностью полёта 8 км. Ракета оснащена инфракрасной / телевизионной системой наведения и имеет оптоволоконный канал связи с носителем. В зависимости от условий, возможен полёт под внешним управлением или работа в режиме «запустил-забыл». Ракета несёт кумулятивную боевую часть с пробиваемостью 1000 мм.
В ожидании результатов
Таким образом, амбициозный южнокорейский проект постепенно продвигается вперёд и даёт желаемые результаты. Почти через 10 лет после начала разработки вертолет LAH-1 доведён до серийного производства, и вскоре готовые машины попадут в строевые части.
Тем не менее, пока речь идёт всего о двух изделиях нового типа, и корпорации KAI предстоит продолжать работу. В течение следующих 5-6 лет она должна будет построить не менее 200 вертолётов Miron и обеспечить переоснащение армейской авиации. Удастся ли выполнить подобные задачи в установленные сроки, покажет время.