Почему армия не поддерживает главнокомандующего Порошенко
На выборы ныне действующий президент Украины Петр Порошенко шёл под лозунгом «Армія! Мова! Віра!», поставив на первое место армию как свою главную опору. Но «самая сильная армия в Европе» своего главнокомандующего прокатила: Пётр Порошенко не получил должной поддержки среди военнослужащих. Это хорошо видно по итогам выборов на специальных избирательных участках в зоне так называемой Операции объединённых сил. Так, из 1363 избирателей на участках в Константиновке, Воздвиженке, Тарасовке в голосовании приняли участие 1276. И 60% бойцов, невзирая на указание Генерального штаба голосовать именно за Порошенко, отдали предпочтение другим кандидатам. Не поддержали своего главнокомандующего и военнослужащие, проходящие лечение в госпитале Днепра. Только 17 бойцов ВСУ отдали свой голос Петру Порошенко, Владимира Зеленского поддержали 72, в поддержку Тимошенко и Вилкула высказались по 7 , за Гриценко – 6 человек.
Всего в зоне ООС было создано 79 специальных избирательных участков, на которых за Петра Порошенко проголосовали 12844 военнослужащих, Владимира Зеленского – 12423, Анатолия Гриценко – 1 507, Юлию Тимошенко – 1084, Игоря Смешко – 1022. «Отдельно нельзя не упомянуть результат Бойко и Вилкула – в зоне ООС, по сути, можно два батальона укомплектовать из военнослужащих – сторонников мира и сближения с РФ. Голосуют осознанно, могли ведь и не брать бюллетень, но, находясь на фронте, решили выразить гражданскую позицию», – пишет известный порохобот Бутусов.
Офицер батальона «Айдар» Пётр Моругин, единственный кто высказал открыто свою позицию в украинских СМИ, высокий процент голосов оппонентов Порошенко объяснил увеличением количества «заробитчан» в рядах ВСУ и тем, что у главкома Порошенко существует две армии. Одну показывают всем украинцам по телевизору. А вторая – та, которая есть на самом деле. Со старой постоянно ломающейся советской техникой и недостаточно подготовленными бойцами. В этой армии военнослужащие сами приобретают запчасти для бронетранспортёров и автомобилей и живут в дырявых палатках.
Итог голосования военных – провал не меньший, чем общий результат Порошенко. Уже на второй день после подведения итогов первого тура многие военнослужащие ощутили на себе мстительную сущность нынешнего президента. Руками подконтрольных волонтёров главнокомандующий принялся расправляться с теми, кто отказал ему в электоральной поддержке. Ни для кого не секрет, что «самая мощная армия на континенте» снабжается во многом именно через волонтёрские структуры. Им и дал Порошенко указание снять с довольствия те части ВСУ, в которых наибольшее число голосов получил кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский. В том же военном госпитале Днепра раненых и контуженых покарали отсутствием бесплатного мыла, печенья, бритвенных лезвий и салфеток, которыми волонтёры регулярно снабжали «героев».
Как проголосовали военные по месту жительства вместе с гражданским населением, информации нет. Но судя по многочисленным высказываниям офицеров и бойцов ВСУ, Порошенко и на обычных участках не получил должной поддержки военных. Командир пехотной роты подразделения артиллерийской разведки во время боев за Дебальцево в феврале 2014 года, и. о. заместителя командира 25-го отдельного мотопехотного батальона «Київька Русь» в июне 2014 – октябре 2015 гг. капитан Вооруженных сил Украины Евгений голосовал за Зеленского. По его мнению, главным плюсом соперника Порошенко является его желание набрать команду молодых, энергичных, амбициозных и профессиональных управленцев, за которых будет не стыдно.
«У нашего граната – двойные стандарты, – говорит ветеран АТО из Луцка, – мы в 2014 году пошли воевать, свято веря в то, что делаем всё правильно. А сейчас мы самые активные борцы с Порошенко, так как он для армии ничего не сделал»… Дальше идут непечатные выражения в рассказе об обеспечении военнослужащих на передовой.
В своих предвыборных речах Порошенко постоянно утверждал, что только благодаря ему украинская армия за пять лет стала обученной, хорошо вооружённой, с мощным боевым духом и абсолютно фантастической боеспособностью. Эту лапшу на уши можно навешать далёким от ВСУ людям. Ибо объективная картина такова: после жестоких разгромов в донбасских котлах украинские военные не выигрывали никаких сражений. Разве что, пользуясь перемириями и категорическим запретом даже на открытие ответного огня для защитников ДНР и ЛНР, методично обстреливали прифронтовые города и посёлки Донбасса и в нарушение Минских соглашений захватывали участки «буферной зоны». А «славными победами» Порошенко, видимо, считает «перемоги» головорезов из добровольческих карательных батальонов над гражданским населением на оккупированных территориях и небоевые потери, которые, только по официальным данным, превысили 10000 человек.
Прошедшие через АТО военные люто ненавидят Порошенко и за то, что он не признал существование дебальцевского котла. В самый разгар боевых действий Верховный главнокомандующий отвёл с боевых позиций артиллерию. Оставшись без артиллерийской поддержки, пехота в панике начала драпать с позиций, что и привело к многочисленным жертвам среди бойцов ВСУ. Такие действия Петра Порошенко, по мнению военного аналитика Олега Жданова, попадают под определение «военное преступление». И только за Дебальцево Петра Порошенко надо судить как военного преступника. А ещё за то, что он красовался на параде, когда в Иловайске массово гибли бойцы ВСУ.
На протяжении последних лет и Пётр Порошенко, и правительство постоянно рапортовали о повышении зарплаты и улучшении жилищных условий военнослужащих. Но эта декларируемая забота власти об армии никак не отражается на тех, о ком «заботятся». Украинские военнослужащие постоянно жаловались на условия, в которых приходится воевать, на нехватку обмундирования и припасов.
После скандала в «Укроборонпроме», где главными подозреваемыми в махинациях выступают близкие друзья и партнёры Петра Порошенко, рейтинг украинского президента среди военнослужащих ВСУ упал ещё больше. Армия на передовой прекрасно видит и знает, с кем воюет и кто на самом деле у неё враг, кто наживается на войне и на крови военных. Командир танкового батальона из мукачевской бригады отказался принимать танки, которые в ходе пиар-кампании вручал Порошенко. Вместо того чтобы отремонтировать технически неисправные машины, их просто покрасили. Скандал, правда, тут же замяли. Но военные его запомнили. Запомнили они и то, что завод Порошенко продавал армии бронемашины по запредельным ценам.
Порошенко обещал закончить войну в Донбассе за две недели, а гробы своих сыновей матери получают уже пять лет. Порошенко обещал военным солидные зарплаты, но о своем обещании вскоре забыл. Он еще много чего обещал, но…
«Кому больно за смерть украинского военного, тот никогда не проголосует за Порошенко, – говорит подполковник ВСУ Игорь П. – Кровь наших военных на совести Порошенко и тех, кто за него голосует».
Видимо, понимая настроение военных не только в зоне боевых действий, но и в тылу, в ходе подготовки ко второму туру голосования в частях ВСУ, нарушая все мыслимые и немыслимые законы, развернута невиданная агитация за Порошенко. Если перед первым эту накачку в частях ВСУ еще как-то пытались закамуфлировать под «беседы с волонтёрами», то ныне всё делается открыто. Так, по приказу заместителя начальника Генштаба ВСУ генерал-майора Родиона Тимошенко военнослужащих одной из частей Николаевского гарнизона собрали якобы для беседы с волонтерами. Но беседа эта свелась к агитации голосовать за Порошенко и угрозам принять меры к тем, кто поступит по-другому. А первый заместитель командующего флотом Алексей Неижпапа под предлогом совещания с офицерами о перспективах развития флота принуждал их к обязательному голосованию во втором туре только за Петра Порошенко.
«Это был ужас. Это офицер, в разговоре мат через мат, психи, унижения, – приводит блог theБабель слова участника встречи. – Суть дискуссии была такова: наш гарант флот построил с нуля – что было и что стало – и это все менять на Россию, обратно? “Да вы идиоты! Как так можно?! А десять тысяч погибших? Думайте, что вы выбираете”. Это все с подтекстом, что с Порошенко мы живем хорошо, а с Зеленским обратно вернемся под контроль России».
Такая агитация у военнослужащих вызывает обратную реакции. Тем более что украинские военные моряки каждый день видят, что за флот «с нуля построил гарант». В Азовском море недавно взвод морских пехотинцев бросал гранаты с борта 45-летнего буксира «Корец». Весь мир из телерепортажей увидел и «новейшее» вооружение буксира – две старые спаренные пушки в носу. Буксир, предназначенный для буксировки других судов, стал боевой единицей украинского флота! И с этой боевой единицы вояки показывали, как они научились гранатами глушить камбалу, а бычков расстреливать из снайперской винтовки!
А что поделаешь? Ведь 27-летний флагман флота «Гетман Сагайдачный» в море выйти не может, как и средний десантный корабль «Юрий Олиференко», спущенный на воду в 1970 году. Антикварный корвет «Винница» находится в сухом доке. Спущенный на воду три десятилетия назад ракетный крейсер «Украина» по приказу Порошенко режут на иголки. Бронекатеров, которыми так гордится Верховный главнокомандующий Порошенко, в составе ВМСУ кот наплакал. И воевать они могут разве что там, где не штормит. Вся надежда у Порошенко и его генералов на США, которые предложили Украине забрать из консервации пару больших патрульных катеров типа «Айленд». Президент в Балтиморе показал себя на фоне этих кораблей, но скромно умолчал, что на них нет вооружения. Ракеты «Нептун» на них, как и на бронекатера, не поставишь. Так что флот получит очередной металлолом.
Американцы также намерены передать Киеву фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» – боевые корабли сопровождения, главная задача которых – отбивать атаки вражеской авиации и подлодок на конвои. «Оливеры» ввели в эксплуатацию в 1975 году, и опыт их применения показал, что фрегаты решают боевые задачи неважно: им бы себя защитить, а вступать в бой с более современными образцами равносильно самоубийству. Вот эти «консервы» янки и собираются продать Киеву. Стоимость контракта на закупку двух «Оливеров» составляет примерно 200 миллионов долларов. Это без ежегодных миллионных трат на запчасти, техническое обслуживание и боеприпасы. Но где взять средства на обслуживание американских «консервов», на обучение и подготовку экипажей? Ведь сегодня их не хватает даже на боевую подготовку нескольких бронекатеров и на полноценную эксплуатацию того же буксира «Корец», которым Украина пугает Россию в Азовском море. К тому же фрегаты типа «Оливера Перри» нельзя развернуть в Азовском море.
Той военной реформы, которой хвалится Порошенко, нет. Это в первую очередь понимают и ощущают на себе те, кто носил и носит погоны. А на обмане и популизме, которые демонстрирует Порошенко, далеко не уедешь.