Четырнадцатый чемпионат СССР. Первый плей-офф и беспорядки на стадионе «Торпедо»
Текущий сезон стал восьмидесятым в истории отечественного хоккея. KHL.ru продолжает цикл материалов, рассказывающих о каждом чемпионате страны.
Сезон 1959/1960 был олимпийским, и сборной СССР предстояло защищать чемпионский титул, выигранный в 1956 году. Кроме того, на чемпионатах мира 1957, 1958 и 1959 советская команда каждый раз была в призёрах, но золотые медали выиграть не получалось. Одной из главных причин этих неудач спортивные начальники видели в недостаточной конкуренции внутреннего чемпионата. Это было действительно так, пропасть в уровне между московскими и остальными командами была очевидной. Быстро поднять уровень провинциальных команд было невозможно, но можно увеличить количество встреч между равными. Поэтому в четырнадцатом чемпионате СССР очередной раз изменилась схема. Впервые попробовали плей-офф, который тогда называли олимпийской системой.
На первом этапе в классе «А» приняли участие 18 команд, разделенных на три подгруппы — московскую («Динамо», «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак», «Химик» и ЦСК МО), центральную (рижский «Вагоностроитель», «Калинин», «Электросталь» и ленинградские «Кировец», ЛИИЖТ и СКВО) и уральско-сибирскую (новосибирское «Динамо», «Молот», омский и свердловский «Спартаки», «Торпедо» и «Трактор»).
В плей-офф из каждой подгруппы вышли по четыре команды, при этом в московской и центральной играли пятикруговой турнир, а в уральско-сибирской — шестикруговой. Почему так, выяснить не удалось. Возможно, с учётом логистики и климатических условий на Урале и в Сибири просто могли провести на круг больше — вот и провели. Исходя из логики «чем больше игр, тем лучше».
Собственно, для повышения конкуренции и была создана московская подгруппа — чтоб сильнейшие команды чаще играли друг против друга. И армейцы, занявшие в ней первое место, в 25 матчах потерпели пять поражений — столько же, сколько за два предыдущих сезона, вместе взятых. Ну и остальные московские команды тоже проиграли больше, чем было раньше.
Посев в плей-офф был довольно странным. Команды, занявшие в центральной и уральско-сибирской группах первые и вторые места, напрямую прошли во второй раунд. В первом же сформировались такие пары: ЦСК МО — «Кировец» (третье место), «Крылья Советов» (второе) — «Спартак» Свердловск (четвёртое), «Динамо» Москва (третье) — «Динамо» Новосибирск (третье), «Локомотив» (четвёртое) — «Калинин» (четвёртое). Во втором раунде ЦСКА встретился с «Торпедо» (первое), «Крылья» с СКВО (второе), «Динамо» с «Электросталью» (первое), и «Локомотив» с «Трактором» (второе). Логического объяснения такому распределению нет. Возможно, не было ни малейших сомнений в силе московских команд, и потому было совершенно без разницы, с кем им встречаться в первом и втором раундах; но в полуфинале нелогичность продолжилась — первая команда играла против второй, а третья — против четвёртой.
В целом плей-офф прошёл без больших сюрпризов (возможно, занявшие второе место в московской подгруппе «Крылья Советов» при «нормальном» посеве могли рассчитывать на серебро, но вместо этого, проиграв в полуфинале ЦСК МО, остались биться за бронзу). Из небольших и кратковременных сенсаций были «Локомотив», уступивший «Трактору» первый матч серии 2:3 (и затем выигравший 4:1 и 9:2), и ЦСК МО — тоже неудачно начавший серию с «Торпедо», о которой расскажем поподробнее.
В сезоне 1959/1960 «Торпедо» под руководством Дмитрия Богинова было, пожалуй, сильнейшей немосковской командой. В уральско-сибирской подгруппе горьковчане уверенно заняли первое место, потерпев лишь три поражения и забросив в 30 матчах 153 шайбы (у ЦСК МО, к примеру, в 25 играх было 109 шайб). Почти половина голов (76) была забита первой тройкой — Робертом Сахаровским, Игорем Чистовским и Львом Халаичевым, ставших самым результативным звеном сезона, а Сахаровский с 36 шайбами стал лучшим снайпером. А ворота «Торпедо» защищал молодой Виктор Коноваленко, который год спустя уже стал первым номером сборной.
Как уже было сказано выше, волей нелогичного регламента горьковчане во втором раунде сразу же попали на самого сильного соперника. И, вероятно, армейцы отнеслись к провинциалам спустя рукава. Серии плей-офф шли до двух побед (финальная — до трёх), и первые два матча более сильные команды проводили в гостях. В первой встрече торпедовцы победили 6:5 (в её середине некоторое время вели 5:2). Играли на открытом стадионе, на естественном льду, при минусовой температуре; а ко второму матчу в Горьком началась оттепель. Лёд подтаял, из-за чего начало матча несколько раз переносилось, а затем и вовсе отменилось. Тренер ЦСК МО Анатолий Тарасов настоял на том, что лёд не готов, и игру перенесли в Москву, где уже были катки с искусственным льдом. Всё это время, пока откладывалось начало встречи, болельщики находились на стадионе и, разумеется, согревались и скрашивали ожидание как могли. Новость о переносе матча в Москву, конечно же, расстроила их, и они устроили погром. По воспоминаниям очевидцев возбуждённая толпа разгромила гостевую раздевалку (хоккеисты ЦСК МО к этому времени уже покинули арену), а затем подожгла стадион, который преимущественно был деревянным. К счастью, в беспорядках никто не погиб.
Вторая игра прошла почти две недели спустя, 4 апреля. Для армейцев, уже осознавших силу «Торпедо», она тоже сложилась непросто — Сахаровский открыл счёт, после двух периодов была ничья 1:1, в концовке хозяева всё же победили, с третьим голом на последней минуте. Ещё через день ЦСК МО окончательно добил «Торпедо» (8:0) и прошёл в полуфинал. Дальнейший турнирный путь армейцев был куда проще — 7:1 и 5:0 с «Крыльями Советов» и 10:4, 5:0 и 5:1 в финале с московским «Динамо». Они третий раз подряд стали чемпионами, «Крылья Советов» в серии за бронзовые медали обыграли «Локомотив», а торпедовцы в утешительных сериях (проводившихся после каждого раунда между проигравшими командами) завоевали пятое место.
Команды, не пробившиеся в плей-офф, были объединены в ещё две подгруппы, где в два круга разыграли места с 13 по 15 (лучшим среди них стал «Химик») и с 16 по 18. В последней группе, которую составили «Вагоностроитель» и два «Спартака» — московский и омский, также определялась команда, которая должна была в следующем сезоне покинуть класс «А». Москвичи в этой компании оказались, провалив выступление на предварительном этапе — они проиграли 19 матчей из 25, забросили меньше всех шайб (56), и пропустили больше всех (112). В «подгруппе смерти» они уступили омичам, но сохранили прописку в классе «А» благодаря рижанам, которых одолели в гостях 3:1, а дома разгромили 13:3.
Тремя звёздами сезона 1959/1960 назовём горьковчан, которые смогли дать бой чемпионам и заняли самое высокое место среди немосковских команд. Во-первых, это главный тренер Дмитрий Богинов, лучший снайпер чемпионата Роберт Сахаровский, и Игорь Шичков, ставший с 28 заброшенными шайбами вторым снайпером.
Что касается эксперимента с плей-офф, то главной цели — улучшеной подготовки к олимпиаде — он не достиг. Сборная СССР заняла третье место, что было сочтено провалом. Возможно, поэтому эксперимент был свёрнут, и вернулись к плей-офф лишь в конце восьмидесятых годов.
