Никита Исаев: «Внутренний и въездной туризм в России только начинает делать первые шаги»
Директор Института актуальной экономики, лидер «Новой России» Никита Исаев о состоянии российского туризма. Недавно отмечали 5-летие возврата Крыма в Россию. Крым - это один из «витринных» регионов, где, конечно, огромную роль играет туризм. Как повлияло присоединение полуострова к российскому государству и дало ли новое дыхание туротрасли?
Крым в прошлом году посетило 6,8 млн. туристов, это на 28% больше, чем в 2017 году. Крым с самого 2014 года наращивает количество принятых путешественников, но прошлогодний результат всё равно очень достойный. Основные причины такого стремительного роста – это всё не ослабевающий интерес людей к полуострову (многие выбирают отдых в Крыму хотя бы из любопытства) и запуск нового моста через Керченский пролив. Мост сильно упростил логистику для туристов, предпочитающих свой автомобиль. Однако развитие инфраструктуры на самом полуострове пока несколько отстаёт от желаний и возможностей туристов. Речь не про недостроенные дороги с пробками, а про дефицит туристской инфраструктуры непосредственно на курортах. Крым ещё не до конца оправился от разрухи 90-х. Если в 1988 году полуостров посетило 8,3 млн. туристов, то сейчас нынешние 6,8 млн. испытывают некоторый дискомфорт.
Каково состояние российской туристической отрасли сегодня в целом?
Динамика развития туризма, в целом, положительная: количество путешествующих по России в 2018 году выросло на 10% по сравнению с 2017 годом и достигло 60 млн человек, а добавленная стоимость, произведённая сферой туризма, за последние 7 лет выросла в 2 раза. Но это объясняется крайне низкой базой для сравнения. В начале 2000-х на волне распространения дешёвых туров в Турцию и Египет, внутренний туризм практически перестал существовать. Поэтому сейчас любые незначительные изменения формально дают заметный рост.
Экономический потенциал у сферы туризма колоссальный. Однако Россия явно отстаёт от мировых тенденций. По оценке Ростуризма, туротрасль сейчас даёт 3,47% отечественного ВВП, в планах на 2026 год – повышение вклада до 5% ВВП. При этом Ростуризм оценивает совокупную пользу от потока туристов, включая косвенную выгоду. А вот доля прямых поступлений, согласно исследованиям WTTC, в 2017 году находилась на уровне 1,24% от российского ВВП (1,13 трлн. рублей или 19,5 млрд. долларов). Очень скромный показатель. Для сравнения: в США туризм даёт 2,6% ВВП, в Китае – 3,3%, в Германии – 3,9% ВВП. А в долларовом выражении вклад туризма в России и вовсе в 26 раз меньше, чем в США. К тому же большинство туристов (39,2%) стремятся в Москву, лишь изредка вспоминая про другие места.
Внутренний и въездной туризм в России только начинает делать первые шаги. Его развитие долгое время было заторможенным.
А нужно ли ее так уж активно наш туризм развивать? Что это даст? Ездят же все в ту же Турцию до сих пор и нравится всем…
Развитие внутреннего туризма – это не только вопрос комфортного отдыха для военнослужащих и силовиков, которые не могут покинуть Россию. Это развитие экономики. При грамотном подходе туризм может увеличить ВВП минимум на триллион рублей. А это рабочие места и зарплаты тысяч людей (сейчас в сфере туризма по самым скромным подсчётам занято порядка полумиллиона человек). Туризм не только может подтолкнуть экономику России, но просто вселить жизнь во многие малые города.
Посмотрите на Плёс, Великий Устюг, Мышкин – без туризма это были абсолютно депрессивные города. И местоположение города может быть любое. Сейчас, например, небывалый наплыв туристов (особенно много китайцев) испытывает Териберка в Мурманской области на берегу Баренцева моря, куда едут тысячи людей. А ведь до неё нет даже асфальтированной дороги, и ещё несколько лет назад посёлок был обречён на вымирание.
Что можно сказать в связи с назначением на должность новой главы Ростуризма молодой Зарины Догузовой? Даст это новый толчок развитию туризма в России?
У сферы туризма с приходом нового человека появился шанс на стремительное развитие, утраченный предыдущим главой Ростуризма Олегом Сафоновым. Пока что Догузову оценивать слишком рано: для того, чтобы втянуться в рабочий процесс и выработать стратегию, требуется время. Первые заявления вселяют надежду: упор будет делаться на продвижение внутреннего и въездного туризма, а также на работу с экспертами и бизнес-сообществом. Оторванность чиновников от реальности, бизнеса и простых людей – давняя проблема, которая не обошла стороной и Сафонова.
А сказать, справляется ли Догузова со своими задачами, выдвигает ли предложения по модернизации отрасли, соответствуют ли они потребностям бизнеса и людей, реализуются ли они, можно будет сказать ближе к лету. В любом случае, деятельность Ростуризма находится под пристальным вниманием.
Каковы основные проблемы, которые не дают развивать русскую туротрасль?
Для начала, дорогие билеты, которые только за эту зиму подскочили в цене на 17% - 33%. А других вариантов для путешествий по России мало: расстояния большие, да и медленные поезда и автомобили отнимают слишком много времени. А если человек всё разузнал (это тоже проблема – про зарубежные курорты люди зачастую осведомлены намного лучше, чем про наши), и смог куда-то улететь, то во многих местах сталкиваешься с дефицитом инфраструктуры. Где жить, где поесть, чем заняться – эти вопросы решены, пожалуй, только в Москве, Санкт-Петербурге да в Сочи с окрестностями. В остальных местах с этим есть большие проблемы. И нередко эти трудности созданы искусственно. Например, действующее законодательство запрещает сдачу комнат в аренду туристам в рамках фермерского хозяйства. Такой вид деятельности просто не предусмотрен для данный формы предпринимательства. И как развивать экотуризм, если на фермах нельзя легально останавливаться?
Как тогда стоит развивать российский туризм? Что нужно сделать, что бы работа в этом направлении была эффектвиной?
В вопросе развития туризма самое главное – не зацикливаться на каком-то одном направлении. В 2007 году сделали ставку на особые экономические зоны и проиграли – они появлялись не там, где надо, места раздавались липовым компаниям... В общем, практически ничего из этого не вышло. А вот та же Териберка во многом обязана фильму «Левиафан», который там снимали. Поэтому нужен комплексный подход, который будет прописан в единой стратегии развития туризма, охватывающей минимум десятилетний период. А ключевые моменты – это отмена НДС на все внутренние авиарейсы (если эта мера хотя бы задержит рост цен – уже будет хорошо), развитие малой авиации с привлечением финансирования из федерального бюджета, приведение в порядок законодательной базы, убрав абсурдные ограничения для развития туризма. Стоит также отказаться от жёсткого территориального ограничения для особых экономических зон (готовность инвестировать в отечественную экономику в нынешнее нестабильное время уже достойно поощрения и льгот, а где будет располагаться – дело десятое).
Почему-то до сих пор гастрономический и сельский туризм не входят в число приоритетных видов туризма. А ведь с обилием деревень, национальностей и блюд у них очень большой потенциал. А чтобы удержать турпоток иностранцев, который в прошлом году благодаря Чемпионату Мира вырос до 5 млн. человек, необходимо упростить получение виз и расширить область применения электронных виз. Пускай другие страны усиливают ограничения на въезд, мы же должны показывать открытость всему миру и использовать финансовый потенциал приезжающих к нам туристов.