Как «фуксия» Wildberries и «лайм» Золотого яблока стали новым полем конкуренции
В России набирает обороты нетипичная для широкой публики борьба — битва за исключительные права на цвет. За последние три года в Роспатент было подано почти 30 заявок на регистрацию цветовых товарных знаков, причем настоящий бум пришелся на 2025 год, когда свои права заявили сразу десятки компаний.
Как отмечает генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина, доказать исключительную связь цвета с брендом крайне сложно. Успеха добиваются единицы. Яркий пример — Wildberries, которая с трудом, но закрепила за собой «фуксию» и градиент. Прецедентом же служит международный бренд Vanish, чей розовый цвет для категории чистящих средств стал настолько узнаваем, что теперь никто другой не может его использовать в этом сегменте.
Мотивация компаний разнообразна. Для «Золотого яблока» регистрация лаймового — это, в том числе, инструмент борьбы с мошенниками, которые могут создавать фишинговые сайты, используя фирменный цвет бренда. «Яндекс» же хочет защитить цвет голосового помощника «Алиса» для использования в высокотехнологичных продуктах: колонках, ПО для искусственного интеллекта и облачных сервисах.
Кроме защиты, закрепление цвета открывает возможности для монетизации через лицензионные договоры. Но главная ценность — это маркетинг.
Эксперты указывают на две основные проблемы. Во-первых, большинство оттенков уже кем-то использованы. Во-вторых, человеческий глаз не способен различать тонкие нюансы. Это означает, что для надежной защиты, компании вынуждены патентовать не один конкретный оттенок по каталогу Pantone, а целый спектр похожих цветов, чтобы конкуренты не могли использовать даже слегка отличающийся вариант.
На сегодняшний день в российском реестре зарегистрированных цветов лишь несколько позиций. Среди первопроходцев — «Мегафон» (зеленый и фиолетовый), Сбербанк (зеленый), МТС (красный) и «Газпром» (синий).
