Волынская резня: короткая память сделала украинцев в Польше людьми второго сорта
Волынская резня отныне официально признана геноцидом поляков со стороны украинцев. Такое решение принял польский сейм. Одновременно 11 июля определен национальным днем памяти жертв этой трагедии. В 1940 годах во время этнических чисток на западе Украины от рук бандеровских националистов погибли десятки тысяч человек. Как скажется радикальный поступок Варшавы на отношениях с Киевом и украинцами?
"В Польше с 1989 года население неофициально отмечает День памяти жертв Волынской резни, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. –Украинцы привыкли рассуждать, что трагедию повлекло восстание поляков, которые погибли в столкновениях с украинцами – то есть, виноваты обе стороны. Но в Польше нет вариантов толкования тех событий – все априори знают, что Волынская резня – дело рук украинских националистов, официальное признание геноцида – лишь формальность".
Как известно, в марте 1943 года украинские националисты на северо-западе страны устроили массовые этнические чистки поляков, к июлю достигшие пика. Как свидетельствует история, бандеровские приспешники не жалели стариков, женщин и детей, убийства часто проводились с особой жестокостью. По разным оценкам, жертвами массовой резни стали не менее 40 тысяч поляков, по разным источникам число погибших достигает ста тысяч.
"Сегодня в Польше к украинцам и без того плохое отношение – их считают людьми второго сорта. После официального признания геноцида не исключены проблемы для украинцев в получении виз, участятся бытовые претензии и конфликты со стороны поляков. На межгосударственном уровне будут взаимные пикировки, однако в целом Польша продолжит поддерживать Украину в Евросоюзе, так как намерена сделать ее своим экономическим сателлитом", - отметил Станислав Бышок.
По словам эксперта, исторически Польша всегда имела имперские амбиции, реализовать которые было нелегко. К западу от нее располагались немцы, колонизировать которых было невозможно, к югу агрессивные венгры., на северо-востоке Литва, которая в средние века была довольно сильной державой. Потому колониальные планы Варшавы всегда направлялись на восток – туда, где сейчас располагается северо-запад Украины.
"Бизнес Польши заинтересован в предприятиях, которые еще сохранились на Украине. Кроме того, Варшаве нужна экономическая зависимость Киева и для политической лояльности. Потому в целом взаимоотношения государств не изменятся. Но мигранты-украинцы в Польше ощутят негативное отношение к себе со стороны коренного населения в максимальной мере", - отметил специалист.
Признание Волынской резни геноцидом уже прокомментировал украинский историк Владимир Вятрович, регулярно пропагандирующим в Киеве деятельность Степана Бандеры и его сторонников.
"Утверждение польского сейма по Волыни - не историческое решение, а недоразумение. Решение польского парламента стало неприятным, но закономерным результатов антиукраинской истерии и нежелания разобраться в тяжелой историей. Одобрение Сейма в значительной мере перечеркивает нынешние наработки польско-украинского диалога. Но это не означает, что он стал не нужен", - заявил он.
