Театр-студия «Вахтанговский практикум» представил премьеру спектакля «Ночные дороги»
Театр-студия «Вахтанговский практикум» представил премьеру спектакля «Ночные дороги». Это — вишенка на торте первой части просветительского проекта, возвращающего зрителям забытые или малоизвестные имена литераторов прошлого.
Проект, придуманный бывшими «щукинцами», молодыми актерами, примечателен сам по себе. Так, например, имена Гайто Газданова или Николая Евреинова нельзя назвать забытыми, но на вопрос: «А кто это?» — ответит далеко не каждый. Вот молодые актеры и решили заняться просветительством: рассказывая на лекциях о том же Газданове, они готовили зрителей к восприятию написанного им на сцене. Так и родился спектакль «Ночные дороги» — необычное высказывание-выдох, ставшее литературным памятником Гайто Газданову, а для кого-то — «входным билетом» в его творчество.
Земной путь Георгия Ивановича Газданова, писателя-эмигранта и литературного критика, рожденного в семье лесничего, начался в детской колыбели на Кабинетной улице Санкт-Петербурга в декабре 1902 года, а оборвался в Мюнхене спустя 69 лет, окончательно завершившись на кладбище Сент-Женевьевде-Буа. Его первый роман с поэтическим названием «Вечер у Клэр» (1929) привел в полный восторг Ивана Бунина и... Максима Горького, а также всех критиков русской эмиграции. Трудно поверить, но литератора не просто сравнивали, а ставили на одну ступень с Владимиром Набоковым, признавая обоих «самыми талантливыми писателями молодого поколения». Да только славы им досталось не вровень. Обладатель уникального литературного стиля, Газданов долгое время был в тени. Лишь четверть века назад при участии Валерия Гергиева на его могиле появился достойный памятник, сделанный академиком РАХ Владимиром Соскиевым.
...Жизнь Газданова-эмигранта в Париже была непроста. Его путь описать трудно — он слишком прихотлив, достаточно сказать, что, оказавшись в Париже, он за долгие годы жизни в нем сменил множество профессий, а когда-то жил и как нищий — клошар. Но дольше всего он работал таксистом. Бесконечные встречи, пути, ситуации, истории клиентов и зарисовки с натуры стали тем живым материалом, который лег в основу необычного спектакля в постановке режиссера Аси Князевой.
Итак, туманный ночной Париж, одинокое такси, внимательный водитель — Гайто (Александр Колясников) — с одной стороны. Развязные компании, падшие женщины, разрушенные судьбы (не растерявшая красоты старуха Ральди в исполнении Владиславы Басовой хороша), жизнь русских за границей (Федорченко — Дмитрий Окороков, браво), встречи в барахи на улицах, грязь и небесная высота, счастливые гарсоны и печальные философы, нищие духом и богатые мечтами люди — это багаж Газданова, который сделал ему в итоге имя и позволил в конце концов покинуть водительское место в такси. Но не будь его, случился бы он как писатель?
— Мы работали в тесном контакте с Домом русского зарубежья и уникальным человеком — Юрием Дмитриевичем Нечипоренко, — рассказала Ася Князева. — Мы считаем возвращение полузабытых имен своей миссией....
И это — так. На сцене — коллектив индивидуальностей, каждый созданный образ тут — единственный в своем роде, «вещь в себе», но только вместе они создают образ Парижа — в равной степени прекрасный и ужасный, вдохновляющий и убивающий жестокостью и равнодушием. Человечность странного таксиста становится тем ключом к пониманию несовершенного мира, который в итоге и открывает нам Газданова и его прозу-поток.
«Надо бы его почитать!» — услышала я на выходе. И это лучший комплимент создателям.
КСТАТИ
Ближайшая премьера «Вахтанговского практикума» состоится на сцене Центрального академического театра Российской армии: 28 февраля там покажут спектакль по мотивам одноименного труда Ф. М. Достоевского «Дневник писателя». В постановку вошли семь историй, объединенных темами вины и невинности. Откуда в человеке берется злоба? Как отражается детская ложь на судьбе человека? Чем опасно равнодушие? Почему так много дурных людей? Да и... дурные ли они на самом деле?
