ИРИ раздаст разработчикам игр по 15 миллионов рублей
Заявки принимаются только от лиц старше 18 лет, что является огромной ошибкой. В защиту ИРИ скажу, что это не ошибка института, а болезнь нашего законодательства, которое столь тщательно оберегает подростков от продуктивного труда, что проще поставить планку «18+», чем занять школьников чем-либо полезным. Если бы я организовывал подобную раздачу денег, я бы тоже установил ограничение в 18 лет — отлично сознавая, что увлекающиеся ребята и в 14 лет способны уже разработать полноценную видеоигру.
Темы будущих игр также вызывают некоторое недоумение. Чтобы получить грант, игра должна соответствовать одному из следующих критериев:
1. Защита национальных интересов и общественных ценностей
2. Герои наших дней и поводы для гордости
3. Качественные изменения жизни в России
4. Многонациональность: единство в многообразии
5. Духовно-нравственные ориентиры
6. Семейные ценности, воспитание детей и подростков
7. Образ будущего
Лично я не понимаю, зачем нужно проповедовать многонациональность (и почему нельзя проповедовать русскость). Если идея в том, чтобы снизить социальное напряжение, то действовать надо не через игры, так как проблема тут даже близко не в ксенофобии наших сограждан. Социальное напряжение — это на 20% недоработки разнообразных контролирующих органов и на 70% — пропаганда наших соседей, которые с 2022 года выделяют на розжиг межнациональной розни в Рунете огромные ресурсы. Видеоигры тут никаким боком и никому не помогут, разве что навредят.
Также я не понимаю, какой конкретно образ будущего хотят видеть организаторы. В игре должно быть будущее из Вархаммера 40'000? Или сытая благополучная Россия, отстроенная в духе капиталистической Европы из 1980-х? Может быть, ефремовские галактические казармы, СССР 3.0? Может быть, чёрные стрелы монашеских шествий, тихое напряжённое сопение пахаря и храп статного сытого коня? Или, раз уж у нас «единство в многообразии», надо сделать главную героиню негритянкой — толстой и неухоженной, но сильной и умной?
Если полагаться на свой здравый смысл, можно сильно промахнуться мимо представлений организаторов о прекрасном. Пожалуй, я бы на месте гейм-дизайнеров выбрал направление «семейные ценности», благо там всё ясно. Например, игра про многодетную семью с квестами «продырявить шпагой местного донжуана» и «отправиться в ссылку вслед за супругом».
Процедура подачи на грант относительно простая, пакет документов — не глупее, чем обычно (хотя диплом гейм-дизайнера — бумага специфическая, есть не у всех).
Со сроками, однако, что-то странное.
А. Организаторы требуют, чтобы это была совершенно новая игра, работа над которой начинается не ранее даты подачи заявки на конкурс.
Б. Организаторы требуют, чтобы в заявке им показали демоверсию или «вертикальный срез», то есть упрощённый аналог демоверсии.
В. Организаторы требуют, чтобы проект целиком был готов к октябрю 2026 года.
Я не понимаю, как эти требования совместить, так как подготовка демоверсии на 40-120 минут игры — это полгода работы, если торопиться. Приём заявок заканчивается через месяц с небольшим (ссылка). Может быть, организаторы думают, что демоверсию нормальной инди-игры можно сделать за один вечер? Очень сомневаюсь, что так.
Как вишенка на торте, права на игру забирает себе ИРИ, при этом перечисление денег за разработку идёт не сразу, а после приёма комиссией готовой игры. Я надеюсь, что ИРИ хотя бы платит аванс, так как если не платит, то вся затея выглядит странно.
Как итог — в общем и целом, это шаг в правильном направлении, и это значительно лучше, чем ничего. Условия конкурса подойдут далеко не всем, но кому-то всё же подойдут и, надо полагать, наша игровая индустрия пополнится новыми кадрами.
Вместе с тем я вижу тут типичный изъян подавляющего большинства отечественных грантов. Так как чиновникам надо отчитаться за потраченные деньги, они требуют, чтобы им что-то выдали в обмен на их грант: более конкретно, новую игру и права на неё. Тогда в отчёте можно написать: «мы потратили 15 миллионов, мы получили взамен видеоигру Конан-семьянин, которая стоит 15 миллионов». А чтобы подстраховаться, чиновники требуют успеха в 100% — не смог сделать игру, денег не получил.
В итоге чиновники получат несколько крайне посредственных игр и… красивую таблицу в отчёте. Хорошую игру таким образом можно получить разве что случайно:
— во-первых, подавляющая часть новых игр от начинающих разработчиков — это плохие игры, первый (и дешёвый) блин выходит комом;
— во-вторых, чтобы выполнить условия конкурса вообще необязательно делать игру; можно сделать продукт игросодержащий, который будет содержать «многонациональность», «духовно-нравственные ориентиры» и всё прочее требуемое, причём с жирностью в 100%.
Решить эту старую проблему можно очень просто. Для этого надо уйти от порочной идеи «мы хотим получить что-то новое за свои деньги» и начать, наконец, платить за результат. Провести, к примеру, такой же конкурс, но по играм небольших студий, которые были выпущены в 2024 году, и которые уже продаются в ВК.Плей. Выбрать оттуда самые лучшие (и политически верные) игры, после чего вручить разработчикам те же самые 15 миллионов рублей. Безо всяких условий — просто перечислить премию за создание хорошей русской игры.
Тем самым будут убиты два зайца. Во-первых, деньги попадут по адресу, а не случайным людям, как сейчас — будет попадание в хорошую игру в 100 случаев из 100, а не в 3 случаях из 100. Во-вторых, все остальные русские разработчики, которые сейчас не хотят участвовать в невыгодных для себя конкурсах, увидят: правильные ценности окупаются, государство за это вознаграждает. Минус только один — не получится красиво отчитаться за потраченные деньги. По логике государства — глубоко порочной и деструктивной логике — оказанная услуга ничего не стоит. Если разработчик уже сделал игру и выпустил её за свой счёт, — думают чиновники, — можно сэкономить государственные средства: ничего ему за работу не заплатить.
Ну и раз уж мы заговорили про видеоигры, ещё одна новость. Антон Волков, известный вам как создатель «Танков Онлайн», показывает свою строящуюся Башню сборки в Перми (ссылка). Выглядит круто, хотя мне и кажется, что многие программисты предпочитают сидеть в закрытых от солнца бункерах, как кроты в норе.
