Историческое наследие: объекты «мертвой» дороги на Ямале сохранят для потомков
Строительство трансполярной магистрали, основная часть которой проходила по территории ЯНАО, началось в 1947 году. После смерти Сталина в 1953 году работы на объекте были остановлены. По сей день в разных местах округа остаются заброшенными лагерные пункты и участки старых железнодорожных путей.
Над сохранением памяти об этом грандиозном, но не реализованном проекте советской эпохи работают и региональные власти, и общественники.
Почему дорога стала «мертвой»
Трансполярную магистраль Чум — Салехард — Игарка строили преимущественно силами заключенных сталинских лагерей. Планировалось, что дорога пройдет по территории трех регионов: республики Коми, ЯНАО (тогда — Ямало-Ненецкий национальный округ) и Красноярского края. Как рассказал «Красному Северу» историк, краевед, писатель Вадим Николаевич Гриценко из Надыма, участок с запада — от Коми до реки Пур на Ямале — назывался 501-й стройкой, от нее на восток — 503-й. Промежуточной 502-й стройки никогда не было. Иногда под ней подразумевают нереализованные планы по созданию железнодорожной ветки от Лабытнанги и Обской на север, к Мысу Каменному, но этот участок тоже назывался строительством № 501. А планировавшееся создание морского порта в Мысе Каменном — строительством № 503.
На территории ЯНАО в ведении Северного управления лагерей железнодорожного строительства находилось около 120 лагерных пунктов. Они представляли собой временные рабочие городки для заключенных, которые прокладывали железную дорогу в суровых условиях Заполярья. На территориях лагпунктов стояли вышки для охраны, жилые бараки и хозяйственные постройки. Все они деревянные и более чем за 70 лет сильно обветшали. Оставшиеся участки уложенных рельсов местами заросли деревьями, просели из-за подвижек грунта, ветровой и водной эрозии, разрушены и шпалы.
Эту железную дорогу прозвали «мертвой» из-за ее заброшенности, большого количества погибших и умерших заключенных (более 2,5 тысячи человек). Всего на стройке в разные годы поработали около 120 тысяч человек.
По словам Вадима Гриценко, техники со времен сталинской стройки в тундре практически не осталось. Один паровоз и около 70 полуразрушенных вагонов есть только на правом берегу реки Таз, примерно в 40 километрах севернее села Красноселькуп. Несколько локомотивов в разное время вывезли оттуда в технические музеи страны.
Какие объекты 501-й стройки стоит сохранить для истории
Вадим Гриценко считает, что полностью сохранять то, что еще осталось от 501-й стройки, не имеет смысла. В большинстве своем лагпункты расположены в труднодоступных местах и сильно разрушены.
Важно организовать для посещения несколько памятных мест, связанных с этой страницей истории нашей страны. У сталинской дороги много разных аспектов, на ее примере можно ознакомиться с устройством экономики тех лет, образцами материальной культуры (например, построенными зданиями), технологиями железнодорожного строительства и особенностями пенитенциарной системы. Все это позволяет расширить представление об общественно-политическом и экономическом строе СССР в годы власти Сталина, о грандиозных планах послевоенного периода.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
Работы в лагпункте № 93 у разъезда «Щучий». Фото: Вадим Гриценко
Вадим Гриценко посвятил много лет исследованиям истории трансполярной стройки, изучал документы в разных архивах от Москвы и Петербурга до Красноярска и Дудинки. Среди них также архивы и музейные фонды Самары, Ярославля, Тюмени, Омска, Салехарда. На общественных началах уже несколько лет он занимается восстановлением объектов, связанных с «мертвой» дорогой: на территории бывшей станции Ярудей (96 километров от Надыма) и лагерного пункта № 93 у разъезда Щучий (42 километра от Надыма).
По словам Вадима Гриценко, у людей сакральное отношение к таким историческим местам. Это проявляется в круглогодичном посещении лагпункта жителями ЯНАО и проезжающими по автодороге дальнобойщиками, туристами и командированными. Кроме того, на этих объектах, с тех пор, как их начали восстанавливать, не отмечается случаев вандализма, не считая продолжающегося воровства рельсов.
Восстановление этих объектов — моя личная инициатива. Работы идут медленно, время не пощадило деревянные строения, поэтому восстановить удастся далеко не все. Что-то делать там можно только в теплый период года, помогают друзья, когда находят возможность. Иногда подключаются те, кому провожу экскурсию. Этим летом продолжим восстанавливать первоначальный вид лагпункта и насыщать его информационными табличками.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
Музей в одном из зданий на территории бывшей станции «Ярудей». Фото: Вадим Гриценко
На территории бывшей станции Ярудей Вадим Гриценко с товарищами работает над созданием музея истории 501-й стройки. В одном из двух сохранившихся деревянных зданий с помощью ОАО «Ямальская железнодорожная компания» сделали ремонт, привели в порядок внутренние помещения, разместили временную экспозицию с множеством архивных фотографий по истории строительства, в том числе станции и поселка Ярудей, копии ранее секретных архивных документов.
Также в экспозицию вошли артефакты из близлежащих лагпунктов, в числе которых — столбы ограждения, дверь штрафного изолятора, железнодорожные и лагерные фонари, посуда, инструменты и другие вещи. Развалившуюся кирпичную печь для экономии экспозиционного пространства заменили на современную чугунную печь-камин. Компания «Газпром добыча Уренгой» закупила необходимые элементы для электроснабжения и освещения музея, которые смонтируют с наступлением лета.
Музей в одном из зданий на территории бывшей станции «Ярудей». Фото: Вадим Гриценко
Кроме названных выше благотворителей в реализации проектов у разъезда Щучий и на станции Ярудей приняли финансовое участие ПАО «Сбербанк», администрация Надымского района и несколько частных лиц. К сожалению, дороговизна материалов и инструментов, а также отсутствие возможности оплачивать труд участников реставрации и исторической реконструкции, не позволяют закончить проекты быстро. Архивные изыскания тоже стоят больших денег: дорожные расходы, оплата гостиниц, архивных копий. За годы поисков материалов были десятки таких командировок, и это, не считая полевых экспедиций.
Вадим Гриценко
историк, краевед, писатель
Музей 501-й стройки под открытым небом. Что сейчас на «мертвой» дороге и что планируется в дальнейшем
В Надымском районе округа на базе бывшего лагерного пункта № 76 у разъезда Глухариный создается музейная площадка под открытым небом, посвященная истории 501-й стройки. Работы ведутся по поручению губернатора ЯНАО.
Расстояние от Салехарда до лагпункта составляет 220 километров, от Надыма — 125. Как рассказал заведующий сектором новой и новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского Алексей Мазурин, на территории музейной площадки будет пять основных объектов: пункт обыска, вахта-ларёк, жилой барак заключенных, штрафной изолятор и баня-дезкамера. В прошлом году восстановили одну из наблюдательных вышек охранников, деревянные заборы и большую часть ограждения из колючей проволоки.
Зимой в лагпункте все заметено снегом, работы остановлены. Основной их объем намечен на это лето. Причем три из пяти построек: вахта, барак и штрафной изолятор — признаны объектами культурного наследия, специалистам предстоит с максимальной точностью восстановить их первоначальный облик. От современной автотрассы до окрестностей музейной площадки планируют сделать подъездную дорогу, протяженностью около 500 метров и автостоянку. Прошлой осенью дорожники уже начали подготовительные работы по вырубке мешающих деревьев и отсыпке полотна.
Территория бывшего лагпункта № 76 у разъезда Глухариный. Фото: предоставлено МВК им. Шемановского
Планируется, что курируемая окружным музеем площадка под открытым небом, будет работать только в теплое время года. Поездка от Салехарда до лагпункта занимает около 2,5 — 3 часов, столько же обратно. Скорее всего, мы будем формировать организованные группы по заявкам от наших жителей и туристов, которые приезжают на Ямал. В прошлом году мы уже провели две пробные экскурсии на объект.
Алексей Мазурин
заведующий сектором новой и новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского
Точная дата открытия музейной площадки на базе бывшего лагпункта 501-й стройки пока неизвестна. Работы сложные и объем очень большой, скорее всего, за это лето не получится все закончить.
По словам Алексея Мазурина, окружной музей плодотворно сотрудничает с Вадимом Гриценко, автором нескольких исследовательских работ по истории «мертвой» дороги. Собранная им в центральных архивах информация поможет и при восстановлении объектов музейной площадки, и при проведении экскурсий на ней.