«Вопросики» к поколениям. Почему кадровый голод — не только про зарплаты, и при чем тут моральные ценности
На российском рынке ритейла не хватает рабочих рук — и это уже не временное явление, а устойчивый тренд, с которым придется жить и меняться. Алексей Филатов, основатель Академии ритейла и доцент МГИМО, в беседе с altapress.ru объяснил, почему кадровый голод — это не только вопрос зарплат, но и поколенческих смыслов, и рассказал, чего ждать от нового поколения работников.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Физически мало
«В рознице действительно не хватает людей. И эта нехватка не компенсируется просто повышением производительности труда — даже если все перестанут пить чай и ходить на перекуры», — сразу расставляет акценты Алексей Филатов. По его словам, недостаток в персонале обусловлен сразу несколькими крупными трендами.
Первый — демографический. Рабочих рук объективно стало меньше. И это касается не только ритейла, а практически всех отраслей.
«Это вопрос истории и демографии. У нас тотальный дефицит людей рабочих профессий, и с нами он еще надолго — минимум лет на пять-семь, пока новое поколение школьников не выйдет на рынок труда. Но до этого еще нужно дожить», — подчеркивает эксперт.
Вторая причина — изменение структуры спроса. С 2022 года выросло производство, особенно в секторе ВПК и смежных отраслях. Это привело к тому, что ритейл стал проигрывать конкуренцию за кадры.
«Производственные предприятия стали сильно конкурентоспособными по зарплате. Люди, даже с высшим образованием, уходят туда, порой теряя квалификацию, потому что платят больше», — объясняет Филатов.
Растет быстрее, чем успевают нанимать
Третья причина дефицита — красиво выражаясь, «революция» в ритейле, характеризующаяся бурным ростом цифровой торговли. На фоне этой трансформации спрос на сотрудников вырос кратно: в секторе e-commerce нужны не только курьеры, но и специалисты складов, логистики, ИТ.
«Фактически, количество людей, занятых в цифровом ритейле, почти сравнялось с числом тех, кто работает в офлайн-магазинах. Причем рост продолжается. Складские мощности за последние годы удвоились, и пока даже нехватка людей его не останавливает», — объясняет он.
По словам эксперта, одной производительностью, дальнейшим повышением интенсивности труда, проблему не решить. Уже сейчас очевидно: даже массовое внедрение цифровых решений не компенсирует нехватку персонала.
«Мы можем ставить хоть шесть касс самообслуживания на одного сотрудника, а его заставлять сидеть за двумя одновременно, но физически это не решает вопрос. Одновременно сидеть за двумя кассами невозможно», — подмечает эксперт.
Полстраны работало в ритейле
Алексей Филатов ссылается на свежее исследование «Авито Работы»: почти половина населения страны имеет опыт работы в ритейле — либо сейчас, либо в прошлом.
«47% россиян так или иначе связаны с розницей. Это колоссальная цифра. И именно поэтому общий дефицит рабочих рук особенно остро ощущается именно в ритейле», — отмечает эксперт.
Это делает проблему не просто важной, а системной: массовый отток кадров из сектора затрудняет не только расширение, но и поддержание уже действующих бизнесов.
Кто такие зумеры, и что с ними делать
Отдельный разговор — о молодом поколении, которое уже приходит на рынок труда. Это Z, или «зумеры», а за ними на подходе — «альфы» (родились после 2010 года). У них свои взгляды на карьеру, мотивацию и ценности. И работать с ними нужно по-другому.
На вопрос о том, как реагировать на приписываемую молодому поколению инфантильность и пассивность, Алексей Филатов иронизирует: «к предыдущему поколению вопросики тоже были». Он напомнил, что сейчас уже успешно трудится поколение, за которым закрепился стереотип «двоечников», потому что именно на них пришелся период нестабильности и реформ в образовании. А зумеры — не лучше и не хуже: они просто не такие, как их родители.
«У них действительно другая мотивация. Им не нужна просто стабильность. Стремление зарабатывать и быть первым не так им присущи, как прошлому поколению. Их запрос более социальный. Им нужно, чтобы работа была интересной, осмысленной. Им важно, зачем бизнес существует, что он дает обществу, городу, сообществу», — рассказывает Филатов.
Он подчеркивает: такие запросы — это не слабость, а наоборот, мощная энергия, которую бизнес может и должен использовать. Но для этого придется меняться.
«Для нового поколения важно, чтобы вокруг было не просто рабочее место, а пространство со смыслом. Чтобы бизнес не просто продавал, а делал жизнь лучше. Это, кстати, очень сильная мотивация», — говорит эксперт.
Цифровая нативность
Нельзя забывать и о технологической адаптивности молодежи, добавляет эксперт. Многие процессы в рознице уже сейчас управляются через push-уведомления, чат-боты и мобильные приложения.
«Кто быстрее среагирует на задачу в приложении — человек в 50 лет или цифрово нативный 20-летний сотрудник? Ответ очевиден. Это реальное конкурентное преимущество нового поколения», — говорит Алексей Филатов.
Эксперт уверен, что бизнесу нужно осознанно перестроить и внутренние процессы, и внешнюю коммуникацию — иначе он не сможет привлечь и удержать новое поколение. И речь не только про сотрудников, но и про покупателей.
«Возможно, это очень смелое заявление, но, я считаю, что у масштабного бизнеса просто нет шансов, если он не начнет отвечать на запросы молодежи», — подводит итог Алексей Филатов.
Справка:
Спикер озвучил эти идеи на в рамках Первого Национального Чемпионата розничных профессий. Он прошел с 18 по 19 апреля в Москве и объединил профессионалов из различных регионов России.
Чемпионат проходил при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Организатором выступает Академия ритейла, а соорганизаторами — Роскачество, «Авито Работа» и «Эвотруд».