«Само лечение опасно для здоровья»
Кто со мной знаком, знает: я за оптимизм, за позитив, за иронию. Но повез тут близкого мне человека очень преклонных лет в Медицинский центр туберкулеза и легочных заболеваний в Сауриеши. Прямо скажу, не чудо архитектуры, но при известном отношении минздрава к контингенту грех жаловаться — больница как больница.
Архитектура медицины
Вот приемное отделение — действительно чудо! В двадцатиметровой комнатушке, битком набитой в ожидании своей очереди, теснясь, сидят, стоят будущие пациенты. А ведь пока неизвестно, у кого какой диагноз. И ладно бы воспаление легких, с подозрением на которое прибыли мы. А если туберкулез — болезнь заразная?
Так называемая палочка Коха пациентов не выбирает, косит всех подряд. Достаточно поговорить с ее носителем — и вы в зоне риска, воздушно–капельный путь — путь не лучший, он может привести к доктору уже и вас с пораженными легкими, а то и суставами, кишечником…
Я не врач, не инфектолог — но разве не важно отделить таких больных от прочих? Наверняка где–то уже придумано, как. Пощадите наши дыхательные органы! А заодно верните нам веру в наших докторов! Это я взываю к безликим персонажам из Министерства здравоохранения. Не пора ли заняться вашим прямым делом — охранять здоровье народа? Сегодня люди благодаря вам:
— боятся вызывать скорую,
— слышат безответные гудки в телефонах всех медицинских учреждений,
— месяцами ждут приема к нужному специалисту,
— жалуются на равнодушную холодность семейных врачей,
— загибаются от аптечного ценообразования,
— вынуждены обходиться самолечением.
Убийственное слово
Вспомнился увиденный как–то в одной поликлинике информационный листок, в котором слово «самолечение» было написано с пробелом: «Само лечение опасно для вашего здоровья!» Интересная оговорка. И похоже на правду: с самим лечением — тут уж как повезет с врачом.
Вот так, эмоционально, перехожу от этики архитектурной (приемная в тубдиспансере) к медицинской. В нашем случае определили воспаление легких и уложили в стационар. Капельница, таблетки, утренний обход, вечерний кефир…
И вдруг после рентгена врач сообщает: «Я на 99 процентов уверена, что у вас рак».
У любого пациента с воспалением легких — кто им переболел, не даст соврать — рентген показывает затемнение в легком, а то и в обоих — и ставить такой диагноз на основании личных впечатлений от рентгеновского снимка (без компьютерной томографии, без маркеров крови) врач вроде бы не должен.
А пациент мой, повторюсь, далеко не молод, у него и без того болячек хватает, человек он впечатлительный, мнительный, духом не самый сильный. И вдруг — на, получай! Он звонит жене: так, мол, и так, приговорили! Жена, женщина того же возраста и с не меньшим набором всяко–разных хворей, пускается в плач… Итого: у нас паникуют уже два пожилых человека!
Не верь, не бойся, не проси
Звонят мне. А я–то — за оптимизм, за позитив! Успокаиваю обоих как могу. Но так захотелось посмотреть в глаза этой позитивной врачевательнице… Звоню ей: «Вам не кажется, что несколько бесчеловечно сообщать такой диагноз напрямую пациенту? Есть же родные и близкие…» Ответ теплом не обдал: «Мы обязаны информировать непосредственно больного».
Меня смутила ее уверенность. На всякий случай переспрашиваю: «И вам безразлично, что этим вы, возможно, убиваете человека, что недоказанные 99 процентов могут довести пациента до онкоцентра самовнушением, что вы, наоборот, должны до последнего сомневаться в подобном диагнозе?»
Мне было указано на то, что это мое личное мнение, и наш разговор завершился. Для меня такое поведение врача — это как если бы Гиппократ сжег храм Эскулапа. Вдруг вспомнилось, как у Ремарка в «Земле обетованной» один персонаж говорит: «Когда совсем падете духом, приходите ко мне в больницу. Один обход ракового отделения в два счета лечит от любой хандры».
Дорогие пациенты латвийских врачей! Мы с вами знаем, настоящих их не так много. Поэтому верьте своим диагнозам только на 1% — не исключено, что остальные 99 процентов сдадутся под натиском вашей веры в собственные силы. Если больной хочет жить, медицина бессильна. Верьте, что ученые скоро синтезируют лекарства от всех болезней, победят рак, гепатит, СПИД, бесплодие, и в аптеках будут продавать только время. Оно — лечит.
Марк ДУБОВСКИЙ,
писатель,
специально для газеты «Вести Сегодня».
