Доверяй, но проверяй: пункты пропуска из Белоруссии в РФ имеют «двойное дно»
На российско-белорусской границе могут появиться временные международные пункты пропуска, которые позволят иностранцам въезжать на территорию РФ через Белоруссию. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после заседания коллегии МИД двух стран в Минске. По мнению экспертов, это может оказаться дополнительной мерой контроля со стороны РФ и попыткой защиты от рисков, которые могут возникнуть после подписания соглашения о едином визовом пространстве РФ и Белоруссии.
Накануне единого визового пространства
Сейчас на границе РФ и Белоруссии не существует международных пунктов пропуска, поэтому въезжать на территорию России через Белоруссию могут только белорусы. В свою очередь граждане третьих государств, согласно российским законам, обязаны пересекать границу с РФ только в международном пункте пропуска и при наличии визы, что вынуждает иностранцев искать обходные пути въезда в РФ.
Отметим, что в течение длительного времени Россия и Белоруссия готовятся подписать соглашение о едином визовом пространстве между Москвой и Минском, которое предполагает взаимное признание виз, выданных гражданам третьих стран. В случае подписания этого документа жители, например, Евросоюза смогут въехать на территорию России по белорусской визе и наоборот. Предложение установить временные международные пункты пропуска обозначено как промежуточная мера, которая будет действовать до подписания соглашения о едином визовом пространстве.
РФ стремится минимизировать риски
Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, в действительности установка временных международных пунктов на российско-белорусской границе может означать то, что Россия в случае подписания соглашения хочет обезопасить себя от возможных рисков. Организованные и оборудованные всем необходимым пункты впоследствии могут использоваться как для дополнительного контроля иностранцев в случае обострения отношений РФ с какими-либо из стран, так и для контроля самих белорусов. К последним у РФ, несмотря на в целом дружественные отношения, накопилось достаточно много претензий из-за использования нашей общей границы для ввоза в Россию санкционной продукции. Кроме того, въезд граждан третьих государств в Россию через Белоруссию – не столь популярный маршрут, ради которого стоило бы тратить силы на установку международных пунктов пропуска.
«Вряд ли это серьезно упростит жизнь иностранцам, потому что от них по-прежнему будут требовать российскую визу. К тому же маловероятно, что таких людей будет много. Я думаю, что эти пункты, прежде всего, являются признаком недоверия к белорусской стороне. Одна из причин этого недоверия – белорусская контрабанда санкционной продукции в Россию. Другими словами, эти пункты могут в значительной мере дублировать пограничную службу и обеспечивать контроль за границами», – говорит Василий Колташов.
Россия создает задел на будущее
По словам эксперта, подписание соглашения о едином визовом пространстве увеличит риск того, что на территорию РФ попадут нежелательные лица. Создание единого пространство автоматически ослабляет контроль за передвижение иностранцев по территории страны. «С одной стороны, если будут признаны взаимные визы, это будет очень хорошо. У нас есть формально союзное государство, значит, визы должны быть едиными. Мы признаем белорусские визы, Белоруссия – наши. Однако здесь возникает закономерный риск: а не впустят ли белорусы кого-то, кого нельзя, не будут ли через Белоруссию пытаться проникнуть в нашу страну недоброжелатели?» – говорит Василий Колташов.
Заранее устанавливая международные пункты пропуска, Россия оставляет за собой возможность при необходимости оперативно возобновить контроль за въездом иностранцев на свою территорию. «Кроме того, впоследствии наличие таких пунктов может стать ограничительной мерой на въезд в РФ и для самих белорусов. Некоторое время спустя установленные пункты могут начать использовать по-другому. Дело в том, что впоследствии наши отношения с Белоруссией могут охладеть, и наше взаимное движение граждан может несколько измениться. Могут появиться новые ограничения и контроль», – резюмирует эксперт.
